Исследование нейро-психофизиологического компонента - ОптимизаЦиЯ физических нагрузок на основе индивидуальной диагностики...


Исследование нейро-психофизиологического компонента адаптивного состояния характеризуется подвижностью и лабильностью нервных процессов, устойчивостью психических процессов, особенностями эмоциональных проявлений и поведенческих реакций, личным уровнем самосознания психической организации, обеспечивающей успешность учёбы, работы, спортивного результата.

Индивидуально-психологические особенности личности. Для исследования индивидуально-психологических особенностей личности за базовую методику нами принят адаптированный вариант теста Люшера в дальнейшем (ЦТЛ).

Тест Люшера нашёл широкое применение в прикладной психологии и спорте (Н.Н. Гурковский, 1967; И.М. Дашков,.1980; В.Л. Марищук,1984; В.В. Семикин, 1986; J Scott, 1978; Wallhoffer, 1976 и др.). Как правило, все исследователи используют, авторскую интерпретацию в распознавании цветов, не учитывая при этом, что предложенная М. Люшером интерпретация базируется на результатах испытуемых, проживающих в странах Европы и США, где социально-экономический и социально-психологический статус имеет качественное отличие от Российского.

Впервые от интерпретации Люшера сделали отход А.М. Эткинд (1988) и Л.Н. Собчик (1990), рассматривая тест как метод цветовых выборок (ЦТЛ) определив его психологическую и физиологическую значимость.

На протяжении многих лет диссертант серьёзно изучал основополагающие понятия теста Люшера и предложил свой модифицированный вариант (О.Н. Московченко, 1995), который в дальнейшем адаптирован в виде экспертной системы «LUSY». Для обоснования предложенной интерпретации стабильный выбор каждого цвета на первую позицию сопоставляли с данными 16-факторного опросника Р.Б. Кеттела, опросника Айзенка и анкетой УМБКС (С.М. Гордон, Л.Т. Ямпольский, 1981). Цвета красный и жёлтый имеют высокую корреляционную взаимосвязь с опросниками Кеттела и УМБКС (r = 0,90, 0,95, р = 0,01), (r = 0,92, 0,90, р = 0,01) и соотносятся (r = 0,98, 0,93, р = 0,01) со шкалой Г. Айзенка «экстраверсия». Фиолетовый – соответственно (r = 0,88, 0,85 р = 0,05) и также соотносится со шкалой экстраверсия (r = 0,97, р = 0,01). Зелёный и синий цвета имеют достоверную связь (r = 0,94, 0,86, р = 0,01). (r = 0,98, 0,79 р = 0,05), но соотносятся со шкалой интроверсия (r = 0,89, р = 0,01), (r =0,88, р=0,01).Для цветов коричневый, чёрный, серый достоверная корреляционная связь со шкалой «экстраверсия-интроверсия» отсутствует. Шкала невротизма сочетается с другими тестами в отношении только предпочитаемого чёрного цвета. Серый и коричневый цвета не совпадают со шкалой невротизма, и лишь по тесту Кеттела отмечаются тревожность и напряжённость. Таким образом, выявлена индивидуальная зависимость предпочтения цвета как в группе женщин, так и мужчин. За выбором цветов на первое место стоят характерные индивидуальные свойства личности: зелёный – лидерство для самоутверждения; красный – лидерство для деятельности; жёлтый или фиолетовый – лидерство через проявление творчества; синий – отсутствие лидерства. При тестировании различных слоёв населения отмечена большая группа респондентов, предпочитающая фиолетовый цвет на первой позиции. С помощью диалога выявляется причина предпочтения фиолетового цвета. Для лиц, которые каким-либо образом причастны к эстетической и интеллектуальной сферам, фиолетовый цвет ассоциируется с символом очарованности, внушаемости. Экспериментальный материал и верификация фиолетового цвета с опросниками Кеттела, Айзенка и анкетой УМБКС позволили отойти от общепринятых стандартов при рассмотрении фиолетового цвета на первой позиции и рассматривать его при определённых условиях как один из основных цветов. При этом мы учитывали, что спектральный состав отражённого света и длины волны равнозначен синему цвету и близок к сине-зелёному. Синий цвет имеет длину волны 380-485 нм, фиолетовый – 380-470 нм, сине-зелёный – 430-500 нм.

В результате многолетних наблюдений за спортсменами нами отмечено, что на цветовое восприятие влияют вид спорта и мотивация спортсмена на результат (табл.3). Перед стартом победители и призёры чемпионатов РФ при высокой мотивации на результат выбирали «рабочую группу» 324, 234 на первые три позиции. Мотивом у пловцов-подводников в 60 % является победа через самоутверждение себя как личности, отсюда отдается предпочтение зелёному цвету. Для лыжников-гонщиков и биатлонистов, где важным качеством является выносливость, проявление волевых качеств с девизом «не поспешай», на что указывает присутствие синего цвета на третьем месте. У представителей борьбы в основе мотивации лежит «только победа». Победа через концентрацию воли, а порой и агрессивность.

Для спортивной практики тест Люшера представляет особый интерес, так

Таблица 3

Предпочтение цвета на первые три позиции при мотивации на победу


Призёры чемпионатов РФ

Выбор цветов спортсменами на первые три позиции накануне старта

Вид спорта

Выбор

324, 342

Выбор

234, 243

Выбор

432, 423

Выбор.

231, 321

Пловцы – подводники

25 %

60 %

19,5 %



Лыжники- гонщики

10 %

15 %

5 %

70 %

Биатлонисты

15 %

20 %

10 %

55 %

Конькобежцы

9,5 %

42 %

25 %

5 %

Борцы Греко-римского и вольного стиля

80 %

20 %





Примечание: в таблице даны коды цветов 1- синий, 2- зелёный, 3 - красный, 4-жёлтый.


как, кроме индивидуально-личностной характеристики, позволяет выявить наличие психоэмоционального стресса у спортсмена накануне соревнований. Функция (- -) – источники эмоциональных стрессов и функция (+ -) – поведение, вызванное стрессом, приняты нами за интегральный показатель «наличие стресса» (НС). Показатель НС сопоставлялся с вегетативным коэффициентом (ВК), рассчитанным по K. Sipos (1971), коэффициентом аутогенной нормы – АТ по Н. Wallhoffer (1976), индексом напряжения (ИН), показателем вегетативной реактивности (ПВР) по Р. Баевскому, показателю ДУОП и семиминутной омегаграммы по О.Н. Московченко (1988, 2004). Результаты сравнительного анализа представлены в табл.4.

Таблица 4

Сравнительный анализ наличия стресса по ЦТЛ с другими методами исследования

Показатель по ЦТЛ

Тест Люшера


Кардиоинтервалография


Уровень ДУОП, семиминутная омегаграмма

ВК

АТ

ИН

ПВР

Отсутствие стресса (выбор ЦТЛ) 34251607)

42351067

-23416607

От 0,99

до 2,00

r = 0, 84

р <0,001

До 20


r = 0, 42

р <0,001

31–90


r = 0, 90

р <0,001

От 0,80

до 3, 50

r = 0, 92

р <0,001

16– 49 мВ

сохранность омегаграммы

r = 0, 96

р <0,001

Стресс по функции

(- -)

От 0,75

до 0,98

r = 0, 87

Р<0,01

От 20

до 24

r = 0, 69

р <0,01

20–30

и 91-100

r = 0, 90

р <0,001

0,34-0,70

и от 4 до 6

r = 0, 92

р <0,01

8–15 и 50– 75 мВ «поломка» омегаграммы

r = 0, 92

P <0,01

Стресс по функции

(+ -)

От 0,20

до 0,75

и от 2,50

r = 0, 92

Р<0,02

От 25

и более


r = 0, 88

р <0,05

Менее 20

и более 100


r = 0, 80

р<0,01

Менее 34

и от 7 до 15

r = 0, 86

р <0,02

6–10 и 50–75 мВ «поломка» омегаграммы

r = 0, 88

Р<0,02

Примечание: коды цветов 3-красный, 4-желтый, 2- зелёный, 1- синий, 5 –фиолетовый, 6- коричневый, 0 – серый, 7 – черный


Стресс по функции (+ -) имеет самую высокую зависимость со снижением показателей, отражающих напряжение механизмов вегетативной регуляции и гомеостатических систем организма. При наличии стресса уточняется причинно-следст-венная связь угнетённого состояния, даются рекомендации по его преодолению. Выборка из 17000 тестирований позволила выделить критерии оценки НС, характеризующие аффективное состояние человека по выбору цвета на первой и восьмой позициях.

Исследование нейродинамического профиля адаптации опирается, с одной стороны, на теорию функциональных систем П.К. Анохина (1980), К.В. Судакова (1996), с другой – на теорию о структурно-функциональной организации мозговых систем Н.А. Аладжаловой(1979), Н.П. Бехтеревой (1974) и фундаментальные исследования А.Г. Сычева (1980, 1988), В.А. Илюхиной (1982,1986) о важной роли сверхмедленных физиологических процессов головного мозга в оценке психической деятельности и адаптивных возможностей организма. Метод омегаметрии использован как базовая методика в оценке нейродинамических профилей психофизиологической адаптации (НДПА). Впервые нами выделено шесть индивидуальных НДПА. Три из них классифицируются как устойчивые (устойчивый, гипо-и гиперустойчивый) и три – как неустойчивые (неустойчивый, гипо- и гипернеустойчивый). Каждый из указанных НДПА отличается друг от друга воспроизведением сформированных адаптивных программ, характеризуется взаимосвязью динамики доминантного уровня омега потенциала (ДУОП) и его координирующей роли по амплитудно-временным характеристикам семиминутной омегаграммы; показателями возбудимости корковых процессов, подвижностью и лабильностью ЦНС; вегетативной регуляцией. Доминирующие энергетические процессы характеризуются адаптивными реакциями, переносимостью физических и психических нагрузок; устойчивостью регуляторных процессов; коммуникативными и поведенческими реакциями, надежностью воспроизведения алгоритма обучения. Устойчивый НДПА в группе студентов отмечен у 23 %, у ИТР – 26 %, гипоустойчивый НДПА соответственно составил 24,5 % и 10 %, гиперустойчивый НДПА – 18,0 % и 37,5 %, неустойчивый НДПА – 12,0 % и 15 %, гипонеустойчивый НДПА – 16,0 % и 6,5 %, гипернеустойчивый НДПА – 6,5 % и 18,5 %.

Учёт НДПА в учебном и тренировочном процессе позволяет реально индивидуализировать образовательный процесс, выбирать те методы, которые адекватны для решения поставленных задач. Например, ученику, студенту или спортсмену с устойчивым НДПА для усвоения нового материала достаточно применить метод рассказа и объяснения. Для лиц с гиперустойчивым и гипернеустойчивым НДПА приоритетными являются методы показа и многократного повторения. Среди высококвалифицированных спортсменов превалирует четыре НДПА (табл.5).

Таблица 5

Распределение нейродинамических профилей у спортсменов

Контингент

Нейродинамические профили адаптации, %

Спортсмены высокого классса

Устойчивый

Гипоустой-

чивый

Гиперус-тойчивый

Неустойчивый

Борцы вольного и греко-римского стиля n = 95

53

30

11

6

Лыжники-гонщики n = 58

34

16

30

20

Биатлонисты n= 65

40

18

32

10

Конькобежцы n = 44

35

32

21

12

Пловцы-подводники n = 80

67

24

6

3


Устойчивый НДПА доминирует во всех видах спорта. Наибольший процент спортсменов с гиперустойчивым и неустойчивым НДПА отмечен в зимних видах спорта. Проведенный анализ НДПА с анкетой УМБКС позволил установить следующую закономерность. Высокая корреляционная зависимость отмечена между устойчивым НДПА и высокой эмоционально – волевой устойчивостью к соревновательной нагрузке (r = 0,92 при p > 0,001); достаточная – между гипо- и гиперустойчивым НДПА и хорошей эмоционально – волевой устойчивостью к соревновательной нагрузке (r = 0,79при p > 0,01, r = 0,78 при p > 0,01); между неустойчивым НДПА и низкой эмоционально – волевой устойчивостью (r = 0,86 при p > 0,05). Экспериментальный материал свидетельствует о взаимосвязи индивидуальных особенностей каждой личности с устойчивостью психофизиологических параметров, что позволяет прогнозировать успешность в избранном виде спорта и спортивной карьере. Кроме того, экспериментальные исследования на разных социальных группах населения и спортсменах подтвердили высокую практическую значимость, что позволяет рассматривать НДПА как нейрофизиологическую основу ДАСИ.

Моделирование психомоторных процессов в оценке адаптивного состояния человека в современном мире приобретает все большую значимость. Информация о психомоторном потенциале личности необходима как для успешной профессиональной, так и спортивной деятельности. Моделирование критериев оценки психомоторного потенциала личности (ПМПЛ) осуществлено с помощью непараметрических методов в задачах «распознавания образов» и их классификации (А.В. Лапко). Границы допустимых значений каждого уровня ПМПЛ определялись по весовым коэффициентам главных компонент. Количество оценочных тестов определялось по коэффициенту надёжности по следующим значениям: коэффициент корреляции до 0,5, связь слабая, надёжность плохая; от 0,51 до 0,75 – средняя, надёжность приемлемая; от 0,76 до 0,85 – достаточная, надёжность средняя; от 0,86 до 0,90 – хорошая, надёжность высокая; от 0,91 до 0,99 –сильная, надёжность очень высокая. Квалифицировано четыре уровня психомоторного потенциала личности, выделены критерии оценки высокого, выше среднего, среднего и низкого уровней для лиц с обычным двигательным режимом и для спортсменов. Психомоторный потенциал личности отражает процессы, определяющие восприятие, переработку информации и принятие решения, моторные движения, направленные на раздражение сенсорных систем, обусловливающие взаимодействие психической деятельности. Выделена шкала балльных оценок ПМПЛ, которая позволяет определить не только сенсомоторный компонент, но и силу и лабильность нервных процессов, степень эмоциональной устойчивости. Определение психомоторного потенциала личности имеет большую значимость для прикладных исследований в системе физического воспитания и в спорте высших достижений. По оценке ПМПЛ правомерно рассматривать состояние «боевой готовности» к предстоящему поединку.

Донозологическое адаптивное состояние индивида. Необходимость исследования ДАСИ продиктована временем. Оно базируется на методологических принципах оценки состояний на грани нормы и патологии (Р.М. Баевский, 1979; Л.Х. Гаркави, 1998; В.П. Казначеев, 1980, В.В. Матов, 1982 и др.) и направлено не на поиск болезни, а на установление степени напряжения адаптивного состояния индивида. Модель структуры ДАСИ представлена на рис. 5. Системное исследование позволило среди широкого спектра параметров, характеризующих уровень ДАСИ, выделить три взаимосвязанных компонента: физиологический, нейро-психофизиологический, сенсомоторный, каждый из которых обеспечивается набором значимых признаков. Высокая корреляционная зависимость всех трёх компонентов позволяет сделать вывод, что донозологическое адаптивное состояние человека определяется не только состоянием физиологических систем организма и психофизиологических свойств, но и сформированностью психомоторных функций. Выделено 5 уровней донозологического адаптивного состояния.



Рис. 5. Модель структуры ДАСИ


ДАСИ: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий, каждый из которых характеризуется разным уровнем адаптивных возможностей организма. Частота распределения обследуемого контингента по уровню ДАСИ имеет статистически достоверные различия (табл.6). Высокий уровень ДАСИ в группе студентов не превышает 15 % у юношей и 10 % у девушек. У школьников соответственно – 13 и 3,4 %, ИТР – 7 и 2,6 %.Средний уровень ДАСИ во всех группах превалирует и составляет от 49 до 56,8 %. У спортсменов в 88 % случаев отмечается высокий и выше среднего уровень ДАСИ, средний – составляет не более 10 %, указывая на состояние переутомления. Низкий уровень ДАСИ, указывающий на состояние перетренировки отмечен в единичных случаях. Высокий и выше среднего уровни ДАСИ в группах студентов и спортсменов указывают на хорошие функциональные резервы организма, высокую работоспособность и толерантность к физическим нагрузкам как аэробного, так и анаэробного характера. Отмечены достоверно значимые различия (при p > 0,001- 0,01) «цены» адаптации для студентов и спортсменов при среднем, ниже среднего и низком уровнях ДАСИ. При одном и том же уровне

Таблица 6

Частота распределения обследуемого контингента по уровню ДАСИ

(в % от общего числа при p < 0,01; 0,001)

Уровни

ДАСИ

Различия

по полу

Обследуемый контингент


Спортсмены

Студенты

Школьники

ИТР

Женщины

n = 245

n = 123

n = 250




Мужчины

n = 301 ± d

n = 152 ± d

n = 160 ± d

n = 285 ± d

Высокий

Женщины

10,0 ± 1,8

3,4 ± 1,2

2,6 ± 0,2

-

Мужчины

15,0 ± 2,3

13,6 ± 6,9

7,0 ± 2,6

36,0 ± 6,8

Выше среднего

Женщины

12,9 ± 5,7

8,0 ± 2,4

12,6 ± 5,5

-

Мужчины

20,0 ± 5,4

16,7 ± 5,1

26,5 ± 5,2

52,0 ± 8,7

Средний

Женщины

54,9 ± 12,7

49,0 ± 11,3

56,8 ± 9,2

-

Мужчины

52,8 ± 7,2

56,0 ± 11,2

52,5 ± 10,7

10,0 ± 4,8

Ниже среднего

Женщины

17,4 ± 6,2

26,8 ± 7,0

19,5 ± 6,1

-

Мужчины

8,2 ± 8,2

7,2 ± 6,3

8,5 ± 7,0

2,0 ± 0,9

Низкое

Женщины

4,8 ± 1,3

12,8 ± 4,6

8,5 ± 12,8

-

Мужчины

4,0 ± 6,2

6,5 ± 8,4

5,5 ± 11,7





отмечается разноплановый характер сдвигов параметров, характеризующих степень напряжения адаптационных процессов, указывая на необходимость учёта ДАСИ в формировании индивидуальной стратегии выбора физической нагрузки.

В главе 5 «Разработка и экспериментальное обоснование оптимизации физических нагрузок» изложены материалы решения 6 и 7 задач, представлены результаты внедрения инновационных технологий оптимизации оздоровительной физической нагрузки и системы оптимального управления тренировочным процессом спортсменов на основе индивидуальной диагностики адаптивного состояния с применением компьютерных технологий.

Оптимизация оздоровительных физических нагрузок осуществлялась с помощью разработанной педагогической модели. Особенность модели заключается в том, что она интегрирует организационно-педагогические, психологические условия, диагностику адаптивного состояния, здоровьесберегающие и коррекционные технологии, направленные на повышение эффективности педагогического процесса по физическому воспитанию и оздоровительной физической культуре.

В соответствии с уровнем ДАСИ подбираются оптимальные режимы двигательной активности как главного компонента управления адаптивным состоянием и укрепления здоровья человека. Педагогические, оздоровительные и здоровьесберегающие технологии предусматривают приобретение теоретических знаний, формирование познавательной деятельности по вопросам методики оздоровительной тренировки, здоровья и его оценки с помощью компьютерных технологий, что позволяет прививать навыки физической культуры, культуры здоровья, образа жизни. Коррекционно-реабилитационные и профилактические технологии направлены на повышение работоспособности и устойчивости организма к нервно-эмоциональным и физическим перегрузкам, ускорение восстановительных процессов для снижения утомления. Для контроля над уровнем физической подготовленности при самостоятельных занятиях оздоровительной тренировкой нами разработаны тесты педагогического контроля для шести возрастных групп с учётом пола, характеризующие силовые качества, гибкость позвоночника, быстроту движений.

В соответствии с уровнем ДАСИ разработаны тренировочные программы для повышения двигательных функций и резервных возможностей организма. Для лиц с высоким и выше среднего уровнем ДАСИ человек сам по собственному желанию выбирает тренировочную программу в соответствии с имеющимися условиями и возможностями для её реализации. Лица со средним уровнем ДАСИ после консультации со специалистом используют тренировочную программу с учётом дифференцирования объёма и интенсивности нагрузки. Для лиц с ниже среднего и низким уровнем ДАСИ рекомендуемые тренировочные программы строго дифференцированы по направленности, объёму, интенсивности нагрузки и пульсовому режиму. Занятия проводятся под руководством специалистов.

В системе оздоровительной тренировки особое значение придаётся реализации принципов формирования двигательной активности. Кроме основных принципов, принятых в теории физической культуры и спортивной тренировки – единство общей и специальной подготовки, постепенности, волнообразности изменения тренировочных нагрузок, цикличности, мы выделили ещё три принципа. Принцип индивидуальности заключается в том, что сам процесс оздоровительной тренировки и подобранный арсенал тренировочных средств (комплексы упражнений, их структура и характер) осуществляются в соответствии с личностными потребностями человека в соответствии с полом, возрастом, степенью функциональной и физической подготовленности, что позволяет каждому занимающемуся полностью использовать свои потенциальные возможности. Принцип креативности заключается в сознательном приобщении человека к физическому самосовершенствованию, ведению здорового образа жизни, проявлению творческого подхода к подбору тренировочных средств, позволяющих сохранять и укреплять здоровье. Принцип опирается на потребностно-мотивационную сферу личности и непрерывность физических оздоровительных нагрузок. Интегративный принцип направлен на гармоничное развитие личности, опирается на всесторонность физической подготовленности, развитие когнитивных, психических, психомоторных функций и физических способностей. Он интегрирует все принципы оздоровительной тренировки. Каждый из них акцентирует внимание на усилении отдельных сторон и закономерностей одного и того же процесса – процесса формирования физического совершенства и внутреннего убеждения человека в социальной значимости двигательной активности как необходимого условия его жизнеспособности, стиля и качества жизни.

Оптимизация физических нагрузок спортсменов осуществлена с помощью разработанной системы «Управление подготовкой спортсмена», которая представляет сложную двухуровневую систему с иерархической структурой. Система обусловливает современный научный подход к управлению, поэтому наличие научного обеспечения является обязательным условием. Структурно система выглядит в виде блоков, где все элементы взаимосвязаны (рис. 6).

Первый уровень предусматривает получение информации тренером от КНГ о функциональном исходном состоянии спортсмена, затем тренер проводит педагогический контроль для оценки развития физических качеств и уровня подготовленности, проводит сличение полученных результатов с модельными характеристиками. На их основе разрабатывает стратегию дальнейшей подготовки спортсмена с учётом уровня ДАСИ. На втором уровне тренер осуществляет управление подготовкой спортсмена, проводит текущий и поэтапный контроль, по мере необходимости осуществляет коррекцию, внедряет разработанную оптимальную стратегию подготовки в годичном цикле. В качестве управляемых переменных рассматриваю-

Р
ис 6. Система управления подготовкой спортсмена


тся: тренировочная нагрузка, специфические физические упражнения, арсенал технических средств, педагогические средства восстановления и другие факторы, обеспечивающие спортивный результат. В отдельную подсистему управления выделяется блок «СПОРТСМЕН-КНГ-ТРЕНЕР». Тренер, получив информацию от КНГ, выступает в роли управляющего, а спортсмен – управляемого. Связь между ними обеспечивает информационный блок. Информация, поступающая от тренера к спортсмену, является прямой связью между блоками системы, информация от спортсмена к тренеру – обратной связью. По каналу обратной связи тренер получает информацию о субъективном состоянии спортсмена. Роль информационного обеспечения возрастает на этапе непосредственной подготовки, ибо любые ошибки, допущенные на ранних этапах, становятся непоправимыми, что выражается не только в снижении спортивного результата, но и приводит к срыву функциональных систем организма. Предложенная система управления позволяет не только управлять тренировочным процессом, но и упорядочить систему контроля над развитием специфических качеств, обусловливающих спортивные достижения в избранном виде спорта, что позволяет решать задачи оптимизации тренировочного процесса не только эффективно, но и на более высоком качественном уровне.

В ходе многолетнего педагогического эксперимента оптимальная стратегия в циклических видах спорта планировались с целью избирательного воздействия в зонах относительной мощности на каждом этапе подготовки (рис. 7).

На каждом этапе подготовки, в соответствии с задачами, делается акцент на развитие специфических качеств. На подготовительном этапе – на развитие общей, специальной выносливости, развитие силы и силовой выносливости. В динамике микроцикла преимущество отдавалось максимальной аэробной производительности, характеризующей работу на выносливость. На основном этапе преимущество имела нагрузка аэробно-анаэробной направленности, способствующая развитию общей и специальной выносливости. На соревновательном этапе преимущество имела нагрузка, способствующая развитию скоростной выносливости и скорости. Учитывая, что работа в каждой зоне лимитируется не только временным-



Рис. 7. Динамика соотношения циклической работы в микроциклах

на разных этапах подготовки


фактором, но и интенсивностью и величиной нагрузки, вызывая адаптивную перестройку различных систем организма, мы определили оптимальные методы тренировки, направленные на развитие определенных двигательных качеств в соответствии с величиной нагрузки. В аэробно-компенсаторной зоне при низкой величине нагрузки оптимальным является непрерывный метод тренировки. В аэробной зоне при средней величине нагрузки в зависимости от поставленных задач – однократный, равномерный и повторный. В смешанной аэробно-анаэробной зоне при большой величине нагрузки – однократный, равномерный, переменный, интервальный и «Фартлек». В анаэробно-лактатной зоне при высокой величине нагрузки и в зависимости от поставленных задач – повторно – интервальный и соревновательный. В анаэробно-алактатной зоне при максимальной величине нагрузки (интенсивность 95 % от соревновательной) – однократный, максимальный, повторный.

Такое последовательное развитие основных сторон подготовленности позволило оптимизировать тренировочный процесс в циклических видах спорта, добиться оздоровительного эффекта и не допустить срыва адаптивных состояний спортсменов в ответственных стартах. Из 40 испытуемых пловцов скоростного подводного плавания, имеющих первый спортивный разряд, за четыре года добились следующих результатов. Норматив кандидатов в мастера спорта выполнили 40 человек, мастеров спорта – 25, мастера спорта международного класса – 2 человека. Среди них чемпионов Европы – 1 чел., чемпион мира – 1 чел., чемпионы и призеры Чемпионата РФ – 26 пловцов. Установлено 19 рекордов России, мира и Европы.

Экспериментальное обоснование оптимизации физических нагрузок у разных групп населения проведено на основе ДАСИ в годичном эксперименте. К первой экспериментальной группе (группа «А») отнесены студенты, занимающиеся пять раз в неделю по 1 часу по специально разработанной программе под руководством преподавателя. На зимние и летние каникулы каждый студент получал индивидуальную тренировочную программу в виде «Рецепта здоровья». Ко второй экспериментальной группе отнесены студенты 4-5 курсов, имеющие спортивные разряды, занимающиеся на курсе спортивного совершенствования (КСС). К первой контрольной группе (группа «Б») отнесены студенты, занимающиеся два раза в неделю по учебной программе, кроме того, им также выдавались программы для самостоятельных занятий. Ко второй контрольной группе отнесены спасатели МЧС, имеющие спортивные разряды. Из-за специфики работы им планировалось выполнение тренировочной нагрузки самостоятельно по предложенной программе. Для контрольных групп обследование проводилось в начале и в конце эксперимента. Динамика уровня ДАСИ до и после эксперимента представлена в табл.7.

Особое значение в определении уровня ДАСИ для экспериментальных групп придавалось компьютерной диагностике и педагогическому контролю, которые проводились в начале и конце каждого семестра. По результатам тестирования вносились своевременные коррективы в тренировочные программы, что стимулировало занимающихся физической культурой к повышению потенциала.

Таблица 7

Сравнительная оценка уровня ДАСИ в начале и после эксперимента

Уровни донозологического адаптивного состояния

индивида до и после эксперимента

Обследуемый контингент, количество человек.

Уровень заболеваемости ОРЗ (в случаях на 10 чел.)

Студенты

Гр. А

n= 40

(М±m)

Студенты.Гр.Б

n = 40

(М±m)

Студенты-КСС

n = 20

(М±m)

Спасатели МЧС

n = 20

(М±m)

Высокий

Исходный

1 ± 0,01

1 ± 0,01

2 ±0,03

6 ± 1,99

1,2

после

4 ± 0,64

2 ± 0,06

6 ± 1,46

4 ± 2,03

0,65

Выше среднего

Исходный

3 ± 0,56

5 ± 2,15

8 ± 3,87

11 ± 7,31

3,0

после

21 ±3,77

12 ± 2,8

12 ± 4,37

13 ± 7,62

1,5

Средний

Исходный

26 ±8,9

27± 11,2

8 ± 2,39

2 ± 0,01

12,5

после

13 ±2,6

20 ± 9,8

2 ± 0,07

3 ± 0, 02

10,0

Ниже среднего

Исходный

6 ± 0,89

4 ± 1,21

2± 0,21

1 ±0,001

4,0

после

2 ± 0,12

4 ± 1,80







0,05

Низкий

Исходный

4 ± 0,04

3± 0,67







3,5

после




2 ±0,05







1,8

0008235869441077.html
0008392197869578.html
0008526132936299.html
0008596720844141.html
0008837653007887.html