Б3.Б.4.1 «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований»


Б3.Б.4.1 «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований»

^ 1. Цель дисциплины: диагностика уровня развития отдельных психических процессов, констатация отклонений в развитии личности ребенка, установление взаимосвязи между отдельными особенностями психики ребенка (познавательными способностями, личностными качествами, характером общения).

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Для освоения данной дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Математика».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Методы математической обработки данных психолого-педагогических исследований», «Психодиагностика персонала», «Основы научных исследований в педагогике и психологии» и параллельного освоения дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика».

^ 3. Краткое содержание дисциплины: Основные проблемы измерения (уровни или шкалы измерения) в психолого-педагогическом исследовании, типы данных, используемых в психолого-педагогической диагностике, обработка и интерпретация научных данных, количественная обработка материалов, описательная статистика, средние показатели результатов, индуктивная статистика, проблема репрезентативности выборки, математическая и статистическая обработка данных, визуализация данных и выводов исследования, особенности различных форм представления результатов исследования.

^ 4. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

- готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

- способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

- готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

- готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

- способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

- способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);

- способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПКНО-2).

^ В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: типы данных, используемых в психолого-педагогической диагностике, уровни или шкалы измерения, количественную обработку материалов, статистику и ее виды;

уметь: применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях; осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики; проводить обработку и интерпретацию научных данных;

владеть: навыками выявления интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, методами социальной диагностики визуализация данных и выводов исследования, навыками различных форм представления результатов исследования.

^ 5. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 ч.).


Б3.Б.4.2 «Психолого-педагогическая диагностика»

1. Цель дисциплины: диагностика уровня развития отдельных психических процессов, констатация отклонений в развитии личности ребенка, установление взаимосвязи между отдельными особенностями психики ребенка (познавательными способностями, личностными качествами, характером общения).

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения данной дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Социальная психология», «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Основы научных исследований в педагогике и психологии», «Психодиагностика персонала», «Психодиагностика в образовании», Диагностика и коррекция детско-родительских отношений», «Педагогическая психология», «Психология одаренности и творчества».

^ 3. Краткое содержание дисциплины: Введение в психолого-педагогическую диагностику (предмет, задачи и методы психолого-педагогической диагностики, этические нормы проведения психолого-педагогической диагностики), психометрические аспекты психолого-педагогической диагностики, исследование уровня готовности к школе, исследование познавательной сферы ребенка, исследование общения, исследование индивидуальных особенностей и качеств личности, исследование детско-родительских отношений, проективные техники, психолого-педагогическая диагностика и коррекция.

^ 4. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

- способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

- готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

- готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

- способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

- способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПКНО-2).

^ В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: особенности проведения и этапы психолого-педагогической диагностики, основные диагностические процедуры;

уметь: самостоятельно мыслить и прогнозировать развитие ребенка; самостоятельно учиться и адекватно оценивать возможности диагностики;

владеть: целостное представление о психолого-педагогической деятельности; навыками самостоятельно находить конкретные методики для диагностики проявлений психики ребенка; общей и психолого-педагогической культурой для осуществления психолого-педагогической деятельности.

^ 5. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 ч.).


Б3.Б.4.3 «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса»

^ 1. Цель дисциплины: формирование системы представлений о целостном образовательном процессе и усвоение способов организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина является базовым (общепрофессиональным) компонентом профессионального цикла.

Для освоения данной дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога»», «История педагогики и образования», «Психология делового общения».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Поликультурное образование», «Основы профессионального общения в системе «клиент-консультант»».

^ 3. Краткое содержание дисциплины: Целостный образовательный процесс: его цели, задачи, содержание. Субъекты образовательного процесса, их функции, направления деятельности и содержание работы. Способы и методики организации взаимодействия в содержательном, организационном и операционно-технологическом аспектах. Этапы организации взаимодействия участников образовательного процесса. Условия эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса. Особенности взаимодействия субъектов образовательного взаимодействия в различных учреждениях и на различных возрастных этапах.

^ 4. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

- способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

- способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК - 6);

- готовность использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК - 7);

- способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК - 10);

- способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП - 4);

- способность эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП - 6);

- способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПКСПП-5);

- готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6);

- способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).

^ В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: феноменологию, ключевые понятия, теоретические положения и прикладное значение основных подходов к изучению дисциплины «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса»; проблемы соответствия человека определенным видам деятельности;

уметь: оперировать научной терминологией; взаимодействовать с детьми и подростками; использовать рекомендуемые методы и приемы для организации взаимодействия участников образовательного процесса;

владеть: способами и методиками организации взаимодействия участников образовательного процесса; понятийным аппаратом данной отрасли знаний.

^ 5. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 ч.).


Б3.Б.4.4 «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»

^ 1. Цели и задачи дисциплины: формирование знаний у студентов о сущности основных категорий педагогической морали и моральных ценностей.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» относится к базовой части профессионального цикла (Б.3.Б.4.4).

Для освоения дисциплины «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущих курсах при изучении психолого-педагогических дисциплин. Также важное значение имеет предшествующая морально-этическая подготовка.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Основы профессионального общения в системе «клиент-консультант»»и для интеграции и углубления психолого-педагогических знаний.

^ 3. Краткое содержание дисциплины: Профессиональная этика в системе прикладного этического знания. Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности. Специфика и разновидности профессиональной этики. Профессиональные деонтологии и моральные кодексы. Психологические «барьеры», ложные авторитеты, неправильные модели семьи и т.п. Этика отношения педагога к своему труду. Моральные нормы отношения педагога к своему труду. Сущность требований к личности педагога-психолога. Этика отношений в системе «педагог – ребенок». Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения в общении педагога и ребенка. Гуманизм и демократичность - основные принципы общения в системе «педагог – ребенок». Нормы и требования к поведению и общению педагога в его отношениях с детьми. Любовь и уважение к ребенку - норма и форма проявления. «Открытые» проблемы в системе отношений «педагог – ребенок». Типичные ошибки педагога-психолога и причины их возникновения. Этика отношений в системе «педагог – педагог». Профессионально-деловые отношения в педагогическом коллективе: «по горизонтали» - с коллегами и «по вертикали» - с администрацией. Специфика взаимоотношений в педагогическом коллективе. Отношения «по вертикали». Этикет делового общения. Этические аспекты деятельности педагога-психолога. Сферы ответственности педагога-психолога в своей работе: перед клиентом, членами семьи клиента; организацией, в которой работает психолог; перед общественностью; перед своей профессией. Правила конфиденциальности и примерный список обстоятельств, при которых требование конфиденциальности может быть нарушено. Этические принципы и правила работы психолога. Этика педагога и ученого в системе высшего образования. Проблемы этики в психологической диагностике. Актуальность разработки этических принципов психологической диагностики.

^ 4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

- способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

- способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

- способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

- готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);

- способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);

- способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);

- способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПКСПП-4);

- способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6);

- способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПКНО-1);

- способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).

^ В результате освоение дисциплины обучающийся должен:

знать: структурные и динамические характеристики малой группы; основные понятия и сущность педагогической этики; этические принципы в работе социального педагога;

уметь: анализировать собственные нравственные поступки;

владеть: методами исследований в области педагогики и психологии; этическими принципами и руководствоваться ими в своем поведении.

^ 5. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 ч.).


Б3.В.1 «Введение в психолого-педагогическую деятельность»

Цели освоения дисциплины: формирование профессионально значимых качеств, приобретение студентами теоретических и практических основ системного анализа, моделирования и конструктивного разрешения профессионально-педагогических ситуаций; овладение содержанием и методикой развития профессиональной компетентности педагога-психолога, проектирования, прогнозирования, конструирования и осуществления различных форм психолого-педагогической деятельности.

Дисциплина «Введение в психолого-педагогическую деятельность» предполагает овладение студентами практическими умениями и навыками целесообразного построения профессиональной деятельности.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Введение в психолого-педагогическую деятельность» входит в цикл профессиональных дисциплин, базовую вариативную часть ООП по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».

Для ее успешного изучения необходимы знания, умения и навыки, приобретенные в результате параллельного освоения дисциплин: «Тренинг психологической компетентности», «Методы активного социально-психологического обучения».

Освоение дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» необходимо при последующем изучении дисциплин: «Общие основы педагогики», «Педагогические технологии», «Психология труда», «Педагогическая психология», «Организация психолого-педагогической службы», «Общая и экспериментальная психология (с практикумом)», «Психология семьи и семейного консультирования», «Социализация личности», «Тренинг командообразования», «Методы активного социально-психологического обучения».

^ 3. Краткое содержание дисциплины: Основы психологии организации профессиональной деятельности. Организация взаимодействия субъектов образовательного учреждения в профессиональной деятельности педагога-психолога. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. Становление профессионализма педагога-психолога (профессиональный стресс, технология успеха, профессиональное саморазвитие и карьера). Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирования образовательных и педагогических ситуаций. Прогнозирование и проектирование образовательного процесса. Психолого-педагогические технологии и методики диагностики на разных возрастных этапах. Проектирование психолого-педагогических исследований в целях решения образовательных задач. Организационные формы активного психолого-педагогического взаимодействия: дискуссия, психолого-педагогический консилиум, педагогические мастерские, деловые игры, организационно-деятельностные игры, обучающие тренинги.

^ 4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

- готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

- способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

- способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4).

^ В результате освоение дисциплины обучающийся должен:

знать: высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики; профессиональной деятельности педагога-психолога; классификации педагогических задач, решаемых в педагогической системе; основы психолого-педагогической диагностики, технологии подготовки и проведения консультации; содержание и методику коррекционной и развивающей работы, особенности профилактической работы в контексте решения психолого-педагогических задач;

уметь: практически осуществлять анализ и разрешать педагогические ситуации с использованием методов диагностирования; планировать и проведить индивидуальные и коллективные формы психолого-педагогической деятельности; осуществлять контроля эффективности выполняемых мероприятий;

владеть: способами практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности; навыками реализация основных форм и методов психолого-педагогического взаимодействия при решении задач обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

^ 5. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 ч.).


0009595362508364.html
0009778333935133.html
0009999876401548.html
0010048315711137.html
0010100192144142.html