Охрана от пожаров - Правила заготовки древесины 10 Правила санитарной безопасности в лесах 11 глава 1 13


^ Охрана от пожаров

Вольское лесничество входит в состав Саратовской лесопожарной области, с высокой степенью пожарной опасности (1-10 случаев загорания в день от антропогенных источников).

Продолжительность пожароопасного сезона колеблется в пределах 190-195 дней, при продолжительности вегетационного периода 181 день, а безморозного периода 143 дня.

В среднем за год происходит 5 лесных пожаров, ликвидируемых со средней площадью одного пожара 3,2 га. Продолжительность периода фактической горимости, определенной по датам первого и последнего пожаров за пять лет, составляет 190 дней. Наибольшее количество пожаров приходится на апрель, май и август. Наибольшее количество пожаров возникает в субботу и воскресенье.

Средний класс пожарной опасности земель лесного фонда составляет 2,67 баллов.


Таблица 2.16.1. Распределение насаждений по классам пожарной опасности



Участковое лесничество

Класс пожарной опасности

Сред-ний класс

1

2

3

4

5

общий итог

Городское

3716,9

1124,7

11689,5

1826,6

670,5

19028,2

2,72

Куликовское

5194,4

1608,7

9808,01

2579,9

1,3

19192,31

2,51

Октябрьское

857,6

288,7

5692,8

196,5

49,3

7084,9

2,76

Первомайское

1406,6

103,6

6927,9

279,2




8717,3

2,70

Общий итог

11175,5

3125,7

34118,2

4882,2

721,1

54022,7

2,67

% от общей площади

20,69

5,79

63,15

9,04

1,33

100,0






Распределение лесов лесничества по классам природной пожарной опасности приводится на карте-схеме.

На территории Вольского лесничества чрезвычайные ситуации, возникающие от лесных и природных пожаров, классифицируются как чрезвычайные ситуации локального и муниципального характера (Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Тем не менее, вероятно возникновение чрезвычайных ситуаций межмуниципального характера прежде всего от крупных лесных пожаров, в периоды высокой пожарной опасности по условиям погоды.

Для оценки природной пожарной опасности лесов и пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды применяются соответствующие классификации, утвержденные приказом Минсельхоза РФ от 16 декабря 2008 года № 532 «Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной опасности лесов и пожарной опасности в лесах по условиям погоды».

Факторы, повышающие пожарную опасность:

Повышенные источники пожарной опасности:

Леса Вольского лесничества подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.

Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

1) предупреждение лесных пожаров;

2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Регламентом устанавливается, что особенной охране подлежат лесные участки, отнесенные к следующим категориям защитных лесов:

Для снижения ущерба от лесных пожаров и повышения уровня охраны лесов Вольского лесничества от пожаров необходимо:

Охрану лесов от пожаров осуществляют специально уполномоченные органы государственной власти Саратовской области, Вольское лесничество, специализированные лесохозяйственные организации, лица, использующие лесные участки на основании договоров аренды лесных участков, купли-продажи лесных насаждений, постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком. Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Основаниями для выполнения мероприятий по охране от пожаров, являются: лесохозяйственный регламент, проект освоения лесов, проекты противопожарного устройства, лесоустроительные материалы и другие проектные документы.

Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:

1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;

2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;

3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;

4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;

5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;

6) проведение работ по гидромелиорации;

7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;

8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;

9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя:

1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;

2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения;

3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

Лесной фонд лесничества разделен на кварталы просеками (обозначены на картах и схемах в лесоустроительных материалах). При зарастании просек древесно-кустарниковой растительностью проводится расчистка просек. Решение о проведении расчистки принимает лесничий. Ежегодный объем расчистки квартальных просек 15 км.

При наличии на просеках древесной растительности диаметром свыше 8 см на высоте груди проводится прокладка просек заново. Ширина просек устанавливается лесничим от 4 м до 8 м (при использовании просек в качестве дорог противопожарного или лесохозяйственного назначения). Ежегодный объем разрубки квартальных просек 3 км.

Регулирование полноты, структуры и состава древостоев (объем мероприятий запланирован в соответствующих разделах):

Рубка сухостойных, ветровальных деревьев, санитарные рубки, очистка от захламленности (ликвидация внелесосечной захламленности) для снижения пожарной опасности осуществляется:

Работы по отчистке от захламленности проводятся согласно Правил санитарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2007 г. № 414. Критерии качества проведения работ определяются ОСТ 56-104-98. Решение о проведении мероприятий принимает лесничий в зависимости от санитарного состояния насаждений.

Очистка мест рубок обеспечивается лицами, осуществляющими рубки со строгим контролем за соблюдением лесоводственных норм и требований правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417.

По границе с безлесными пространствами, в молодняках, лесных культурах младших возрастов, рединах, полянах рекомендуется выкашивание травянистой растительности шириной не менее 50 м, с вывозкой скошенной травы за пределы лесного фонда. При невозможности выкашивания необходимо периодическое контролируемое выжигание горючих материалов. Проведение контролируемых выжиганий сухих горючих материалов проводится в соответствии с приказом Рослесхоза от 24.03.99 г. №68.

Системы противопожарных барьеров создается и поддерживается для разделения массивов с высокой пожарной опасностью на изолированные блоки. Участки хвойных молодняков необходимо разделять на блоки размером не более 25 га. Противопожарные барьеры состоят из противопожарных разрывов и минерализованных полос.

В качестве противопожарных разрывов используются:

Решение о создании противопожарного разрыва без рубки насаждений принимается лесничим. Если для создания противопожарного разрыва необходимо проведение рубки деревьев решение принимается уполномоченным органом Саратовской области. Ежегодный объем создания противопожарных разрывов 1 км.

Минерализованные полосы проводятся вдоль дорог, по границам с сельхозугодиями, в противопожарных разрывах, вокруг и внутри участков лесных культур и молодняков. Ширина минерализованных полос 1,4 м - 3 м (в соответствии с проектом противопожарного устройства) устанавливается лесничим в зависимости от высоты травяного покрова и запаса горючих материалов. Уход за минерализованными полосами осуществляется согласно ОСТа 56-103-98. Ежегодный объем устройства минполос – 250 км, уход за минполосами 2400 км.

В районе имеется сеть проселочных грунтовых дорог протяженностью свыше 500 км, что способствует оперативному тушению лесных пожаров. Общая протяженность дорог противопожарного назначения 288 км. Протяженность дорог на 1000 га площади близка к нормативу (10-12 км), однако с учетом изрезанного рельефа и труднодоступности участков регламентом предусматривается дальнейшее ежегодное строительство и ремонт дорог противопожарного назначения в объемах 5 и 20 км соответственно. Участки дорог требующих ремонта определяет лесничий.

Мероприятия по содержанию дорог противопожарного назначения осуществляются специализированными лесохозяйственными организациями, лицами использующими лесные участки на основании договоров аренды лесных участков, купли-продажи лесных насаждений, постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Ежегодный объем и состав работ по содержанию дорог противопожарного и лесохозяйственного назначения определяется лесничим.

Пуск контролируемого отжига производится от имеющейся на лесной площади рубежей (дорог, троп, ручьев, минерализованных полос и др.), а при отсутствии таких преград от опорных полос, специально проложенных с помощью взрывчатых веществ, техники или растворов химических веществ. Ширина опорных полос 0,3-0,5 м и более. Перед началом отжига срезают и убирают в сторону подросток подлесок. Молодняк хвойных пород сваливают вершинами в сторону пожара, валежник и сухостой перебрасывают через полосу и оттаскивают от нее вглубь, чтобы после пуска отжига предотвратить переход огня на кроны деревьев за полосой.

Для зажигания надпочвенного покрова при пуске отжига используются специальные зажигательные аппараты или подручные средства. Пуск отжига следует производить против фронта пожара на расстоянии 10-100 м, а при верховых пожарах - на расстоянии 100-200 м.

Временем проведения работ по контролируемому отжигу является период за 1 час до наступления темного времени суток до окончания темного времени суток.

При проведении контролируемого отжига необходимо выполнить следующие условия:

При организации работ по проведению контролируемого отжига все участники должны быть обеспечены специальной одеждой, касками, противодымными масками или противогазами со специальными патронами для защиты от окиси углерода. В каждой группе должен быть проводник, хорошо знающий местность; наблюдатель, следящий за направлением распространения огня и осуществляющий связь со штабом пожаротушения по средствам связи.

Перед началом пуска отжига необходимо убедиться, что между линией отжига и фронтом пожара нет машин. В тылу отжига оставлять патрульных для ликвидации возможных очагов образующегося огня числом не менее 1 патрульного на 200 м линии отжига.

Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Основная часть лесных пожаров происходит из-за нарушения правил пожарной безопасности. Поэтому предупреждение лесных пожаров направлено на профилактику нарушений правил пожарной безопасности и благоустройству наиболее посещаемых лесных участков.

Перед наступлением пожароопасного сезона, совместно с работниками МЧС, обязательно проведение агитационных бесед с местным населением, работниками сельскохозяйственных предприятий, школьниками по соблюдению Правил пожарной безопасности. Необходимо проведение 5-10 бесед.

С наступлением пожароопасного сезона необходимо в средствах массовой информации разместить материалы о необходимости соблюдения Правил пожарной безопасности и ценности лесов.

При наступлении высокой и чрезвычайно-высокой пожарной опасности необходимо в средствах массовой информации в разделах «Прогноз погоды» предупреждать население и организации о высокой пожарной опасности.

Вдоль дорог, проходящих через лесной фонд или в непосредственной близости от него, размещаются аншлаги по противопожарной тематике. Число аншлагов обосновано проектной документацией в количестве до 36 штук, без учета аншлагов на лесных участках, используемых для рекреационных целей.

На автобусных станциях, в придорожных кафе, АЗС необходимо разместить информацию, предупреждающую о высокой пожарной опасности и необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

Благоустройство лесных участков предусматривает организацию пожаробезопасных условий для рекреации на наиболее посещаемых лесных участках (благоустройство кострищ, мест для курения, ограждающая минерализованная полоса, навесы, мебель, места для мусора) и создание новых мест отдыха на лесных участках с низкой потенциальной пожарной опасностью (рядом с водоемами, родниками и т.д.). Основная часть мест отдыха должна размещаться в зеленой зоне.

Противопожарная пропаганда проводится сотрудниками лесничества в виде бесед, выступлений в средствах массовой информации и распространения соответствующей печатной продукции.

К иным мерам пожарной безопасности в лесах относится ограничение пребывания граждан в лесах и въезд в них транспортных средств в периоды высокой пожарной опасности. Такие решения принимают органы государственной власти в пределах своих полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Лесного кодекса РФ.

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:

1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;

2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;

3) организацию патрулирования лесов;

4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.

Мониторинг пожарной опасности в лесах обеспечивается лесничим постоянно. В качестве данных для осуществления мониторинга используется информация:

Одним из факторов предупреждения лесных пожаров является раннее обнаружение лесных пожаров. Так как на территории Вольского района отсутствуют специализированные пожарно-наблюдательные вышки, оперативное обнаружение обеспечивается патрулированием и распространением среди населения информации о телефонах лесопожарных служб.

Патрулирование осуществляется по маршрутам с частотой, зависящей от комплексного показателя пожарной опасности по условиям погоды и в соответствии с принятой регламентацией лесопожарных служб.

Количество и трассы маршрутов устанавливаются оперативным планом по обнаружению и тушению лесных пожаров ежегодно до 1 марта. Регламентация лесопожарных служб принимается в соответствии с проектом противопожарного устройства лесов.

Тушение лесных пожаров обеспечивают работники Вольского лесничества;

Тушение лесных пожаров осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

В организации тушения лесных пожаров принимают участие работники Вольского лесничества.

Работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах их полномочий. В случае, если выполнение работ по тушению лесных пожаров или осуществлению мер пожарной безопасности в лесах не возложено в установленном порядке на государственные учреждения, органы государственной власти размещают заказы на выполнение данных работ в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах органы государственной власти вправе привлекать добровольных пожарных.

Мероприятиями по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, являются аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Классификация чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядок введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При проведении указанных мероприятий на лесных участках, расположенных в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации, допускается осуществление выборочных рубок и сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков, в том числе в целях создания противопожарных разрывов. Решение об осуществлении таких рубок принимает орган государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Разработка оперативных планов тушения лесных пожаров и мобилизационных планов осуществляется ежегодно лесничим до 1 марта. Они согласовываются областной комиссией по ЧС и утверждаются районной комиссией по ЧС. При подготовке оперативного плана тушения лесных пожаров и мобилизационного плана лесничий руководствуется материалами мониторинга пожарной опасности в лесах.

Тушение лесных пожаров, осуществляется в соответствии с инструкцией по взаимодействию при обнаружении и тушении лесных пожаров. Инструкция готовится лесничим и утверждается специально уполномоченным органом власти Саратовской области.

При подготовке инструкции и оперативного плана тушения лесных пожаров и мобилизационного плана лесничий руководствуется Указаниям по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденные приказом Рослесхоза от 30.06.95 г. № 100 и Рекомендации по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденные Рослесхозом от 12.12.1997 г.

К работе со специальными аппаратами и техникой должны допускаться специально подготовленные люди, а при проведении взрывных работ следует соблюдать специальные правила безопасности.

При тушении пожара водой нельзя направлять ее на электроустановки и линии электропередач. Запрещается устраивать ночлег в зоне действующего контролируемого отжига.

Объемы мероприятий по противопожарному устройству приведены в таблице 2.16.2


Таблица 2.16.2. Объем мероприятий по противопожарному устройству


№№ п/п

Наименование мероприятия

Ед.
изм.

Требуется

Срок, годы

  1. Предупредительные мероприятия




1.

Постоянные выставки

шт.

5

1

2.

Постоянные стенды

шт.

5

1

3.

Предупредительные аншлаги

шт.

50

5

4.

Организация мест отдыха и курения

шт.

50

5

  1. Мероприятия по ограничению распространения пожаров




1.

Устройство минерализованных полос вокруг культур, хвойных молодняков и вдоль дорог

км.

250

1

2.

Уход за минерализованными полосами

км.

2400

1

3.

Контролируемый отжиг

км.

25

5

4.

Скашивание травы по периметру лесных участков, в рединах, лесных культурах, молодняках шириной до 50 м

га

60

1

  1. Дорожное строительство




1.

Строительство

км.

0

1

2.

Ремонт дорог

км.

20

1

3.

Строительство мостов

шт.

-

5

4.

Ремонт мостов

шт.

-

5

  1. Организация связи




1.

Устройство радиостанций (точек мобильной связи)

шт.

4

5

  1. Дорожно-сторожевая служба




1.

Наем временных пожарных сторожей

чел.

12

1

  1. Мероприятия по борьбе с пожарами




1.

Организация ПХС I типа

шт.

1

5

2.

Организация пунктов пожарного инвентаря

шт.

5

5

3.

Организация ПНВ с видеонаблюдением

шт.

1

5

  1. Приобретение противопожарного инвентаря




1.

Автомобили повышенной проходимости

шт

5

5

2.

Тракторы с почвообрабатывающими орудиями (ПЛ-1)

шт

5

5

3.

Резиновые емкости (РДВ-1500 и др.)

шт

7

5

2.

Мотопомпа

шт.

5

5

3.

Бензопилы

шт.

8

5

4.

Огнетушители

шт.

20

5

5.

Ранцевые опрыскиватели (РЛО-М)

шт.

20

5

6.

Рукава пожарные

пог.м.

800

5




Воздуходувки

шт

5

5

7.

Ведра

шт.

50

5

8.

Лопаты

шт.

50

5

9.

Мотыги

шт.

50

5

10.

Грабли

шт.

40

5

11.

Топоры

шт.

40

5

12.

Аптечки

шт.

15

5

13.

Перевязочные пакеты

Шт.

60

5

* 1 – ежегодно; 5 – на срок 5 лет


Противопожарное обустройство лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Обеспеченность средствами пожаротушения на лесных участках, предоставленных в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, должна соответствовать «Нормам наличия средств пожаротушения в местах использования лесов», утвержденных Приказом Минсельхоза РФ от 22.12. 2008 г. № 549.(приложение 3)

Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.


2.16.2. Требования к защите лесов от вредных организмов

Использование земель лесного фонда лесничества должно вестись на условиях постоянного контроля и снижения уровня заболеваемости и поврежденности лесного фонда.

По данным лесопатологического обследования на территории Вольского лесничества, по состоянию на 01.10.2010 г., имеются повреждения лесов, вызванные различными причинами (табл. 2.16.3).


Таблица 2.16.3. Наличие очагов повреждений вредными организмами, дикими и домашними животными, болезней леса, неблагоприятными почвенно-климатическими воздействиями и антропогенными факторами в Вольском лесничестве

Наименование причин повреждения и гибели лесов

Всего повреж-дено лесов, га

В том числе по степени усыхания лесных насаждений, га

Всего погибло лесов,
га

В том числе:

до 10%

11-40%

более 40%

хвойных,
га

твердо-листвен-ных, га

1

2

3

4

5

6

7

8

Повреждение вредными организмами

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Повреждение дикими и домашними животными

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Болезни леса

571

204

349,2

17,8

0,00

0,00

0,00

Неблагоприятные почвенно-климатические воздействия

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Антропогенные факторы

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00


Основываясь на данных ВНИИЛМ (Методы мониторинга вредителей и болезней леса, Болезни древесных растений, 2004) на территории лесничества имеется опасность вспышек массового размножения и развития болезней (таблица 6.16.4.).


Таблица 2.16.4. Виды вредителей и болезней древесных растений имеющие потенциальную опасность в Вольском лесничестве


№№ п/п

Виды вредителей и болезней (возбудитель)

Объект поражения

Возможная площадь поражения, га

1

Обыкновенное шютте сосны

Lophodermium seditiosum, L. pinastri

сосна обыкновенная

6112,5

2

Снежное шютте сосны

Phacidium infestans

сосна обыкновенная

6112,5

3

Мучнистая роса Дуба

Microsphaera alphitoides, Oidium dubium

дуб черешчатый, береза бородавчатая, рябина обыкновенная, ясень обыкновенный, ясень зеленый, клен остролистный, древесные ивы, тополь, осина

27964,7

4

Парша тополя, осины ивы

Pollacia radiosa, P. saliciperda

тополя, осина, древесные ивы

4549,7

5

Некроз дуба

Colpoma quercinum

дуб черешчатый

19789,9

6

Голландская болезнь (графиоз)

Jphiostoma ulmi

вяз гладкий, приземистый, берест

1150,6

7

Сосудистый микоз дуба

Jphiostoma roboris, J. kubanicum, Fusarium sporotrichella, F. javanicum

дуб черешчатый

19789,9

8

Вилт

Verticillium dahliae

дуб черешчатый, клен остролистный, вяз приземистый

23560,2

9

Смоляной рак (серянка) сосны

Cronartium flaccidum, Peridermium pini

сосна обыкновенная

12254,7

10

Белая заболонная гниль корней хвойных и лиственных пород

Armillaria – опенок осенний

дуб черешчатый, клен остролистный. осина, тополя, ивы, вязы и др.

27964,2

11

Пестрая ядровая гниль дуба

Inonomus dryophilus

дуб черешчатый

19789,9

12

Темно- бурая комлевая гниль дуба

Daedaleae quercina

дуб черешчатый


19600,2

13

Белая полосатая ядровая гниль осины

Phellinus tremulae- ложный трутовик

осина, тополя

4545

14

Белая мраморная ядрово – заболонная гниль лиственных пород

Fomes fomentarius – настоящий трутовик

дуб черешчатый, береза бородавчатая, рябина обыкновенная, ясень обыкновенный, ясень зеленый, клен остролистный, древесные ивы, тополь, осина

27964,2

15

Красно – бурая ядрово – заболонная гниль березы

Piptoporus betulinis

береза бородавчатая

2258,5

16

Рыжий сосновый пилильщик

Diorion sertifer Geoffr

сосна обыкновенная

12254,7

17

Непарный шелкопряд

Porthetria dispar L.

дуб черешчатый, береза бородавчатая, рябина обыкновенная, ясень обыкновенный, ясень зеленый, клен остролистный, древесные ивы, тополь, осина

29536,4

18

Златогузка

Euproctis chrysorrhoea L.

дуб черешчатый, береза бородавчатая, рябина обыкновенная, ясень обыкновенный, ясень зеленый, клен остролистный, древесные ивы, тополь, осина

29536,4

19

Дубовая зеленая листовертка

Tortrix viridana l.

дуб черешчатый

19789,9

20

Зимняя пяденица

Opterophtera brumata L.

Пяденица –обдирало

Trannis defoliaria L.

дуб черешчатый, береза бородавчатая, рябина обыкновенная, ясень обыкновенный, ясень зеленый, клен остролистный, древесные ивы, тополь, осина

27964,7

21

Ясеневая шпанка

ясень обыкновенный, ясень зеленый, сирень, жимолость

422,1

22

Волнянка ивовая

ивы кустарниковые и древовидные, тополя

4549,7

23

Американская белая бабочка

дуб черешчатый, береза бородавчатая, рябина обыкновенная, ясень обыкновенный, ясень зеленый, клен остролистный, древесные ивы, тополь, осина

29536,4


В соответствии с пунктом 14 «Правил санитарной безопасности в лесах» граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения признаков появления вредителей, болезней, неблагополучного состояния, значительного или массового повреждения или поражения, обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения проинформировать об этом лесничества (лесопарки) или уполномоченные органы.

Информация направляется в письменном виде путем заполнения листка сигнализации, в котором приводится вид и характер обнаруженного повреждения, поражения леса; возможная причина его возникновения; распространение и степень повреждения насаждений (определяется глазомерно); квартал, выдел или другая пространственная привязка поврежденного насаждения.

Учет листков сигнализации ведется в лесничествах (лесопарках) в журнале учета листков сигнализации. Листки сигнализации хранятся в лесничестве (лесопарке) не менее 5 лет.

Проверка листков сигнализации и определение необходимых мероприятий по защите лесов проводится в 30-дневный срок с даты получения информации. Если это невозможно осуществить в указанный срок по объективным причинам (окончание вегетации или перехода вредителя в фазу, недоступную для учета), то данная информация используется для планирования текущих ЛПО.

Кроме листков сигнализации объемы текущих лесопатологических обследований в лесничестве должны подтверждаться документами из следующих источников:

• результатов лесопатологического мониторинга;

• информации, полученной в процессе осуществления авиационных работ по охране и защите лесов;

• результатов предыдущих ЛПО.

При отсутствии информации, для планирования текущих ЛПО в зависимости от зоны лесопатологической угрозы используются следующие придержки:

• зона сильная лесопатологической угрозы … не менее 10 га на каждую тысячу га лесопокрытой площади;

• зона средняя лесопатологической угрозы … не менее 5 га на каждую тысячу га лесопокрытой площади;

• в зоне слабой лесопатологической угрозы планирование производится по фактической ситуации.

Уточненные ежегодные объемы лесопатологических обследований планируются лесничествами и направляются для утверждения в уполномоченные органы. Изменения объемов ЛПО вносятся в лесохозяйственный регламент в установленном порядке.

В качестве мер борьбы с вредителями и болезнями на территории лесничества регламентом устанавливается проведение профилактических, биотехнических, истребительных и лесоводственных мер.

Мероприятия по локализации и ликвидации очагов обеспечиваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее … уполномоченные органы) в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса (ФЗ № 200 от 4 декабря 2006 г., далее ЛК).

Осуществление мероприятий по локализации и ликвидации очагов возлагается на лиц, использующих леса (ЛК статья 55, пункты 1-2). На арендованных землях лесопользователь имеет право проводить мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов по собственной инициативе и за собственные средства. Для этого он обязан:

• не менее чем за 6 месяцев до начала работ, предоставить в уполномоченные органы декларацию о намеченных мероприятиях с указанием вида вредного организма, площади, способа и сроков обработки насаждений, используемого препарата;

• соблюдать требования нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами;

• обеспечивать проведение карантинных мероприятий на арендованном участке на срок проведения обработок.

Приоритетными для защиты леса являются биологические препараты.

В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается использование химических препаратов для локализации и ликвидации очагов (ЛК статья 49, пункт 1).

Запрещается проведение обработок лесных насаждений (Санитарные правила и нормы 1.2.1077-01 от 8 ноября 2001 г. № 34):

• в зонах отдыха населения и расположения оздоровительных

учреждений;

• в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения;

• в участках леса, расположенных ближе 2 км от населённых пунктов при проведении авиационных обработок и 300 м при наземных;

• в 2-км зонах при проведении авиационных обработок и 300- метровых зонах при проведении наземных работ вокруг рыбохозяйственных водоемов, источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, ферм и скотных дворов, птицеферм, мест выпаса скота, территории государственных заповедников, природных (национальных) парков, от участков под посевами сельскохозяйственных культур, идущих в пищу без тепловой обработки (лук на перо, петрушка, сельдерей, щавель, горох, укроп, томаты, огурцы, клубника, малина, смородина и др.);

• в 1…5 км зоне, в зависимости от класса опасности препарата, вокруг стационарных пасек (стационарными являются пасеки, расположенные на участках лесных и нелесных земель, оформленных в долгосрочное пользование для медосбора).

В лесах зелёных зон, вокруг населённых пунктов и водоохранных зонах запрещается применение авиационных способов обработки.

Земли лесного фонда с наличием массовых очагов вредных организмов могут объявляться зоной чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и приказом МЧС от 8 июля 2004 года № 329.

В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, проведение мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов осуществляется в соответствии с требованиями «Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» (Утверждено приказом МПР Российской Федерации от 6 июля 2007 г №181). В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, за исключением территорий биосферных полигонов, запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

Параметры и сроки работ по борьбе с вредителями и болезнями приведены в таблицах 2.16.5- 2.16.6.

Фактические ежегодные объемы уточняются на основе данных лесопатологического мониторинга (экспедиционных обследований) и прогноза, проводимых работниками лесничества и ФГУ «Рослесозащита».

При ликвидации вспышек массового размножения в лесничестве должны использоваться ядохимикаты и биопрепараты согласно «Списка пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к использованию на территории РФ», который устанавливается ежегодно приказом Министерства сельского хозяйства РФ.

Основными мероприятиями по борьбе с вредителями и болезнями в лесничестве является проведение лесоводственных мер – рубок ухода за лесом, санитарных рубок, снижения захламленности. Установленные объемы сплошных санитарных рубок устанавливаются и корректируются на основе данных лесопатологических обследований и изменения санитарной обстановки в лесах по материалам ежегодных лесопатологических обследований.


Таблица 2.16.5 Нормативы выполнения профилактических, санитарно – оздоровительных, наземных истребительных и биотехнических лесозащитных мероприятий в лесничестве


№№ п/п

Наименование мероприятий

Ед изм.

Ежегодный объем (на ближайшие 3 года)

Сроки проведения

1

Текущее лесопатологическое обследование

тыс. га

8,5

апрель-май, август - сентябрь

2

Почвенные раскопки на зараженность хрущем (на участках планируемых под искусственное или смешанное лесовосстановление и лесоразведение)

ямы

120

апрель - июль

3

Выборка свежезараженных стволовыми вредителями деревьев

м3

120

май-август

4

Выкладка ловчих деревьев

м3

80

март – апрель, июнь

5

Профилактическое опрыскивание насаждений

га

по данным детального обследования

май, август

6

Авиообработка очагов массовых вспышек

га

по данным детального обследования

май- июль

7

Наземные истребительные меры













химобработка лесного фонда

га

по данным детального обследования

май-июнь




нефтевание кладок

га

по данным детального обследования

июль - сентябрь

8

Биологические меры борьбы













Развешивание искусственных гнездовий

тыс. шт/ га

0,5/4000

апрель-май




огораживание муравейников

га/ шт

1000/150

июнь- сентябрь

9

Профилактические мероприятия













Организация и обновление информации уголков защиты леса

шт

5

в течение года




Установка и ремонт аншлагов лесозащитной тематики

шт

10

в течение года

0023752182306573.html
0023791168808835.html
0023892835967847.html
0023989702035050.html
0024105309709611.html