2.1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ТРЕНИНГА «СОТВОРИ СВОЮ ЖИЗНЬ» - Дипломная работа тема: «Жизнетворчество миф или реальность?...


^ 2.1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ТРЕНИНГА «СОТВОРИ СВОЮ ЖИЗНЬ».


Задачи тренинга:

Исследовать гипотезу.

Изучить возможности переведения вероятностной структуры творчества (авторства) человеком своей жизни в реальные технологии.


Создание тренинга начиналось с работы над исследованием темы ответственности, надо мной, видимо, все еще тяготела изначальная тема тренинга

Как выяснилось, эта тема вызывает у людей негативное отношение и неосознанное (в основном) сопротивление. Видимо потому, что ответственность в нашем понимании заменяется долженствованием (я должен), а это не вызывает у людей желания углубляться в эту тему. Перевод фокуса внимания на позитив – сотворение собственной жизни позволило продолжить работу, а не отказываться от исследования.

Правда широта и глубина темы потребовала большего времени, так тренинг превратился в двухдневный.

Самым трудным для меня оказалось создание дизайна. Сказывалось отсутствие тренерского опыта и ощущение, что никак «не догоняю». Тем не менее, именно работа над дизайном, а потом и проведение тренинга дали мне возможность прочувствовать, что есть такое сотворение тренинга как модель сотворения жизни.

Блоки и задачи тренинга:

Что значит «творить свою жизнь»?

Блок позволяет участникам определить для себя, что они вкладывают в понятие жизнетворчества; определить признаки и инструменты, которые позволят творчески преобразовывать их жизнь; узнать, как они представляют себе свою роль как творца собственной жизни; осознать, как именно они творят свою жизнь прямо сейчас.

Куда живем?

На что мы тратим свое время и свои силы: круг забот и круг влияния? Каковы ценностные приоритеты участников, на что они ориентируются в жизни? Что мешает двигаться в выбранном направлении (работа с ограничивающими убеждениями)?

«Ответственность есть авторство» (Ж.-П. Сартр).

Блок позволяет участникам исследовать отношения со своим чувством ответственности, очертить ее адекватные для участника границы, а также осознать тот факт, что у каждого из них есть важные причины выбирать то, наполняет их жизнь.


^ 2.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА И АНАЛИЗ УПРАЖНЕНИЙ.


Набор группы оказался делом, требующим постоянного включения. Я упустила это из виду, за что и была наказана: на тренинг из заявлявшихся 9 человек пришли только четверо, и одна из них заранее предупредила, что сможет присутствовать только один день.

Группа состояла из женщин, возраст от 27 до 54 лет, в основном студентки (в т.ч. находящиеся в академическом отпуске) Института Коучинга, и одна из участниц – интересующая личностным ростом и обладающая небольшим опытом участия в личностных тренингах.


^ День первый.

*** Поскольку у членов группы уже был опыт участия в тренингах, большинство из них были лично или заочно знакомы между собой, то введение в тренинг, установка правил и сбор ожиданий проходили активно и без затруднений. Степень открытости и осознанности группы была достаточно высокой, поэтому я не стала давать упражнения на знакомство, а превратила разминку в небольшой исследовательский процесс, связанный с общим восприятием участниками своей жизни.

В процессе сбора ожиданий определилась общая тенденция, так или иначе, затронутая каждой участницей: тема женской энергии и тема позволения, т.к. почти все отмечали желание позволить себе что-то (поступать по-своему, изменить цели, радоваться исполнению своих желаний).


*** ^ Упражнение «Книга о моей жизни» показало, что большинству участников нелегко взглянуть на свою жизнь, оставалось ощущение боли, раздробленности, отсутствия чувства единства. При этом была выражена направленность в будущее, а не на анализ прошлого.

При инструктировании я не выделила специального времени того, чтобы участники смогли сформировать свое название, что группа сразу же мне вернула. В связи с этим я изменила инструкцию к этому упражнению.



Упражнения\Участники

Ульяна, 54 года

Кира, 28 лет

Олеся, 34года

Нина, 27лет.

Причины, по которым я здесь.

Хочу научиться поступать так, чтобы как надо мне, не принося себя в жертву.

Я понимаю, что всегда делаю, что хочу, но понимаю, что это не всегда осознанно. Понимаю что мой способ уйти от рутины т жизни, которая мне не нравится – это беременность. Тогда я никому ничего не должна, только заботиться о себе. Мне уже не хочется таким образом решать свои проблемы. Хочу искать более разумный способ строить свою жизнь.

Понимаю, что грядут перемены. Не хочу работать. Четко понимаю, что хочу создать семью с любящим и любимым мужчиной, родить детей. Хочу понимать, как я сама этим процессом буду управлять. Меня сейчас занимает тема женщины, хочу возродить ее в себе.

Я всегда была хозяйкой своей жизни, но обнаружила, что иду к своим целям судорожно, очень устаю, изматываю себя. Все время спрашиваю себя: надо - не надо, можно так – а можно через Москву…

Хочу творить ЛЕГКО. Именно в женской энергии. Не как мужик – в тоннеле «вижу цель», а я вижу много возможностей, могу поменять цель, когда захочешь, и тебе комфортно.

Цели на тренинг.

Что я хочу получить в конце?

- быть собой;

- почувствовать свободу выбора;

- ощутить уверенность в себе;

- стать независимой


^ Реакция группы: Всё так сильно отзывается!

- сделать методы творения более осознанными;

- не «заваливаться» в одну сторону жизни;

- избавиться от ощущения «нехорошести» процесса исполнения своих желаний

- осознать, как я творю свою жизнь;

- что мне мешает?

- начать работать с женской энергией, как новый этап моей жизни;

- что выйдет, то выйдет;

- больше понимать и слышать себя.

- понять, где я, как творец своей жизни;

- какие есть еще осознания, методы, области для развития;

- узнать что-то новое про себя;

- познакомиться с опытом группы и уйти в ресурсном состоянии

Упражнение «Книга о моей жизни»

«Смешные ужасы»

«Я обычно сильно драматизирую события, а потом перевожу все в юмор»


Не смогла найти название, объединяющее всю прошлую жизнь, всё делила 3 периода, два из которых («Одиночество» и «Возрождение») обсуждать отказалась, сославшись на то, что об этом «тяжело думать». Третий период – «Записки сумасшедшей мамаши».

На предложение придумать четвертое название ответила «не знаю».

Была уверена, что название должно отражать желаемую жизнь, а не реальную. Поняв свою ошибку, изменила название на «Предвкушение».

«Внутренние раскопки». Осознала, что всегда бегала в поисках чего-то, что дополнит ее и сделает гармоничной, но теперь поняла, что все эти ресурсы есть внутри, их просто надо найти.


*** Упражнение «Критерии творчества».

Общий список: Список важнейших критериев:

- видеть цель, 1) знать, что хочешь (видеть цель),

- независимость от мнения окружающих, 2) слушать и слышать себя,

- планирование, 3) экологичная активность (действовать, не причиняя вреда окружающим),

- активность, 4) ответственность за себя и свои решения.

- удовольствие от процесса,

- ответственность за себя и свои решения,

- экологичность творения,

- слушать и слышать себя,

- видение жизни,

- красота в результате,

- осознанное влияние на свою жизнь,

- использование внутренних ресурсов,

- принятие себя и происходящего.

Вследствие небольшого количества участников, минигруппы состояли из двоек, что увеличивало глубину проводимой работы. Опыт участия в личностных тренингах помог группе быстро выделить необходимые на их взгляд критерии, уровень энергии немного вырос по сравнению с предыдущим упражнением. Участникам удавалось легко договариваться, при перефразировании и включении смысла критерия одной минигруппы в уже названный пункт, дискуссия быстро завершалась совместным решением. В целом группа была явно настроена на сотрудничество, прямо выражая поддержку каждому участнику. Было заметно, что сутевое понимание творчества у участников совпадает, что сказалось на результатах упражнения: из трех предложенных каждой минигруппой важнейших критериев два совпадали полностью, один обе минигруппы совместили в общую формулировку и совместно добавили четвертый, об ответственности.

*** Социометрия. (По основным элементам предыдущего упражнения).

Упражнения\Уча-стники

Ульяна, 54 года

Кира, 28 лет

Олеся, 34года

Нина, 27лет.

«Как сейчас?»

Оценить присутствие выделенных критериев творчества на настоящий момент (от 0 до 10 баллов).

5 баллов. Возникает чувство какой-то раздвоенности. Понимаю, что просто не разрешаю себе знать того, что же я хочу.

2) 5 баллов. Да, я слушаю, но и обсасываю проблемы со всеми, но мне приходится все равно решать все самой. Но влияние на меня окружающих очень сильно.

3) ^ Непричинение вреда – 8 баллов. Это похоже на жертвоприношение.

4) 9 баллов за ответственность. Если я решила – появляется уверенность в себе. Неуверенность - на стадии принятия решения.

^ Когда тренер спросила о действии, о котором она вообще не упомянула, ответила, что действие – 12, все просто стоят на ушах. Но вреда им не причиняет.

Группа интерпретирует: «Все экологично стоят на ушах»

1) 4-5 баллов. Все знаю про семью, детей. Но мало знаю, чего хочу, в других областях. Точно знаю, чего не хочу. Готова менять «хотение». Знаю и не знаю сразу. Но меня так устраивает.

2) 8 баллов. Я сейчас много этим занимаюсь.

3) Между 6 и 7 баллами. Я действую всегда очень осторожно, никуда не ломлюсь, думаю по 100 раз. Упорна, если мне правда нужно.

4) 5 баллов. Может даже меньше. С этим тяжеловато. Так как действую осторожно, редко возникает ситуация, когда мне надо за что-то отвечать. Никогда ничего не делаю бездумно, но есть ли в этом ответственность? Скорее, это нежелание ответственности.

1) 5 баллов.

2) 5 баллов. Получается не всегда, только недавно начала прислушиваться к себе. Обычно всегда – «надо, должна, обязана».

3) 5 баллов. Чего-то жду, смотрю, что будет.

4) Ответственность – 5 баллов. Если все получается – да, это моя ответственность. А если нет – это обстоятельства так сложились.

1) 9 баллов. Я перетрясла все свои цели, есть понимание, куда хочу.

2) 3 балла. Не всегда себя слышу. Внутри такое многоголосье. Не понятно, кто говорит: я, моя мама кто-то еще из имеющихся там товарищей. Я подумала, а разрешаю ли я себе себя слышать?

3) 7 баллов. У меня другая беда: я причиняю добро.

4) 8 баллов. Выводы обычно делаю по факту. На старте иногда просто не замечаю, что надо что-то подправить. Буду разбираться в финале.

Сбор по всему упражнению: есть ли закономерности, куда надо посмотреть.

Идет рост. Учусь исправлять то, что накомплексовала за свою жизнь.

До сих пор не отлепилась от мамы. Моя семья и дети – это мой забор от мамы. У нас семейный бизнес, а там творить что-то самостоятельно сложно неимоверно. Я в панике по поводу выхода на работу. Снова придется что-то делать. Пожалуй, творение на 2+ в лучшем случае.

Творение на уровне мыслей и видения. Предвкушение. Меня много лет учили думать, планировать, рационализировать, жить пошагово. Сейчас мое творение в том, что я отключаю логику, правила, рациональность. Я только прикоснулась, как это, творить. Это позволение чему-то быть. Быть женщиной. Не думать. Это очень сложно. Рука сама тянется составить план.

Есть типология по образам. Майерс Бригс. Я там Дон Кихот. В рыцарских железках. Они на мне плохо сидят, они больше, чем я. И я в этих вещах иду и творю свою жизнь.цели вкусны, все хорошо, но я не слушаю, комфортно мне или нет.

Я сейчас вот такой рыцарь, железка неуклюжая.


Упражнение связано с движением, повышением активности, но энергия незначительно снижается. Сказывается погружение в себя, оценивание собственной жизни и своей роли в ней. (В процессе проведения демо-версии тренинга (трех предыдущих упражнений) в группе из 14 человек, состоящей из людей, обладающих осознанностью и большим опытом личностной работы, перед общим шерингом одной из участниц был задан полушутливый вопрос: будут ли после тренинга выдавать антидепрессанты).

В анализируемой группе такого рода тенденций не было, несмотря на невысокие баллы, которые в основном выделили участники.

Некоторые делили выработанные критерии на две части, одну из которых оценивали отдельно или фокус внимания был только на одной части. Делаю вывод, что критерии, в которых нет однозначности, лучше записывать как два (например, активность и экологичность отдельно). По итогам «измерения» участники быстро произвели резюмирование, атмосфера приобрела творческий оттенок: было много примеров с яркими образами, ощущалась легкость, несмотря на неоднозначность затронутой темы. Члены группы были внимательны к словам друг друга и к своим ощущениям: Нина: «Я послушала Ульяну и подумала, а разрешаю ли я себе себя слушать?».

Все участники, так или иначе, затрагивали тему «не позволения», отводя главную роль и ответственность за это самим себе.

*** Круг забот и круг влияния.

Это упражнение задумывалось для определения основных областей, на которых сосредоточены усилия участников тренинга, а также для того, чтобы каждый мог по-новому взглянуть на свои жизненные приоритеты и уделить больше внимания тому, на что они могут влиять.

Заданный с начала тренинга уровень самоисследования изменил фокус внимания группы, и оно было сосредоточено на внутренних личных препятствиях, мешающих процессу построения своей жизни.

Упражнения\Уча-стники

Ульяна, 54 года

Кира, 28 лет

Олеся, 34года

Нина, 27лет.

На что в вашей жизни вы тратите больше всего времени и энергии?

Постоянно переживаю за то, что мой муж не работает и не приносит денег.

А еще – на то, чтобы принять решение сделать что-то для себя.

1) Сейчас – это любимая работа. Но с сентября все изменится.

2) Уборка дома.

3) Дети.

4) Удовольствия (кофе с подружками и выбор одежды ля детей).


1) Работа (нелюбимая) для зарабатывания денег. Зависимость от денег.

2) Внутренняя борьба с собой (неуверенность, страхи, контроль).

3) Внутренний диалог: постоянное общение с собой о прошлом, будущем, о ситуации и т.д.

На самоедство и внутренний контроль ситуации. Сложнее всего контролировать свой контроль.

Я работаю, учусь, развиваюсь, но все время – контролирую.

Итоги упражнения мало соответствовали тому, что планировалось, но такой результат оказался интереснее и полезнее для участников, так как позволил им прикоснуться к некоторым своим ограничивающим установкам, зависимости от прошлого негативного опыта, предпочтении передать контроль за свою жизнь другим лицам (Кира: «Хоть бы что-нибудь случилось!» «У меня есть желание, чтобы меня освободили от бизнеса, а как – мне все равно»).

Группа обратила внимание, что никто не написал что-нибудь об общественных отношениях, политической ситуации и т.п. Можно предположить, что участники все-таки ориентированы на собственное влияние на свою жизнь.


После обеда разминка предусмотрена не была. Группа была достаточно активна, но на предложение размяться отреагировала положительно. Спонтанно предложила веселое упражнение «на просыпание» (на реакцию). Энергия поднялась, к работе перешли с удовольствием.

*** Работа с ценностями.

Это был самый творческий блок тренинга, что неоднократно отмечалось всеми участниками. Каждый смог выразить свою индивидуальность теми способами, которые были наиболее интересны.

Использовались последовательно телесноориентированное упражнение, работа в парах и арт-технология в общей связке без промежуточных шерингов. Участники выражали удовольствие от работы, чувствовалась легкость и непринужденность. Для изображения ценностей я предложила не только краски, но и пластилин, и участники использовали оба материала одновременно, совмещая образы. Некоторые выполняли несколько работ, а одна из участниц создала композицию, используя оба материала.

Удачной связкой было небольшое упражнение по «подключению» правого полушария (образы и ассоциации на абстрактные понятия: радость, удача, творчество). Оно позволило настроить участников на дальнейшую творческую работу.

Много совпадений по ценностям. Ценности одних вызвали резонанс у других участников, как положительный, так и отрицательный. Было явное принятие, отзыв, а также, наоборот, понимание, что это их совершенно не устраивает. Эта различность была очень позитивной, чувствовалось позволение другому испытывать иные чувства.

Упражнения\Уча-стники

Ульяна, 54 года

Кира, 28 лет

Олеся, 34года

Нина, 27лет.

Итоговый шеринг по блоку.

Всегда думала, что к работе отношусь более лояльно. Поняла, что не хочу никогда работать. Муж для меня – такая проблема. И вдруг – любовь! Может

Уже пора попробовать полюбить мужа? Я знаю, что так должно быть (?), но… Образ семьи – очень близко, но сейчас мне хочется одиночества.

Лучше каркать с воронами, шипеть со змеями, а не общаться с людьми. Но нет такой возможности.


^ Реакция группы:

Но ты же творец своей жизни…



Защита и нападение – это весело, мне понравилось. Но хочется все время оправдываться. Меня вдруг догнало, что совсем не обязательно оправдываться, что моя ценность мне важна.

Дети. Семья. Работа – очень большая ценность. Она связана с творчеством. Она про стиль, изящество, мастерство. Но буковки отдельно мне нравятся, а как вместе сложились – не очень. Это единственное, что я перерисовывала.

Ценность «Муж» получилась самой теплой. (Реакция группы на работу была самой бурной).

Я подумала: ну, у меня и ценности. Какие-то простые!


Я рисовать не умею. Ассоциация семьи – солнце, теплый климат, дом на берегу моря.

Еще ценность – мой профессиональный и личностный рост.

Работа – ужа какой-то, ассоциируется с черным цветом.

В голове есть картинка, а воспроизвести не могу.

Хочу развиваться.


По упражнению по защите ценностей: если такой ценности нет – мне легко нападать. Если совпадают – нападать трудно.

^ У меня сейчас разболелась голова.

Столько энергии вложила в эту работу, что сейчас без сил.

Поймала себя на том, что мне трудно защищать простоту. Возникла четкая ассоциация с жизнью. Для меня простота часто ассоциируется с глупостью. Мне трудно быть простой. Простота - это для дурочек. Я создаю кучу защит от простоты, чтобы меня не ассоциировали с дурочкой.

У меня получилось бесполое существо, больше похожее на мужчину. Я хочу, чтобы там сидела мудрая женщина. Это про работу с женской энергией.

В группе спросили: «А что у него на шее, удавка, что ли?»

Интересное наблюдение. Конечно, на нем столько понавешено: мудрость, любовь, созерцание, тепло, простота, комфорт, естественность, жизнь.

Потрясающее ощущение от рисунков. Это творчество от души, а не от мастерства. Тепло, заряд энергии.

Подержала Кириного «Мужа». Для меня семья – это почему-то всегда работа, где много контроля. Ожидала почувствовать такую же тяжесть, как всегда. Но там было еще слово «любовь» в виде подарка-цветка. Не брать, а давать. Поняла, что я уже готова давать.

Работу в ценностях не представила, хотя она – любимая. У меня фокусировка на проблемах, а с работой нет проблем.



Основная тенденция группы – женская миссия, семья, дети. Большое внимание уделяется личному развитию, но тоже в контексте использования женской энергии. Состав группы создает определенное направление групповой динамики.


^ Завершающий шеринг по 1 дню.

Участники тренинга обобщили то, что произошло за день. Выражали удовольствие от общения с близкими по духу людьми, глубины работы с ключевыми составляющими творчества, признавали колоссальный ресурс группы. Одна из участниц пожаловалась а неудовлетворительное физическое состояние «Хочется быстрее уйти и лечь. Не знаю, с чем это связано, но хочется уйти. Когда начинаю думать о личном, ощущение, что в меня не пускает чья-то сила.» На вопрос: «Чья сила не пускает?», отвечает: «Мамина. Моя мама живет внутри меня». Группа очень живо приняла этот посыл, предлагали работать над отделением от матери.

Общая тенденция: осознание возможностей и препятствий для творчества, готовность работать с ними, мотивация достаточно высока.

^ День второй.

К сожалению, на второй день группа уменьшилась наполовину. Я была предупреждена об одной из участниц, но неожиданно, за 2 часа перед началом тренинга, мне позвонила еще одна и сообщила, что у нее стало совсем плохо с горлом и она уже не сможет прийти. Поступило даже предложение перенести тренинг. Я чувствовала себя беспомощной, но решила довести тренинг до конца. Небольшое количество участников, с одной стороны, изменяло динамику группы, а с другой, - позволяло работать с глубинными пластами. Поэтому, я продолжила тренинг.

Утренний шеринг показал, что предыдущий день коснулся некоторых давно не затрагиваемых тем. Одна из участниц рассказала о сне, который заставил ее вспомнить о давно прошедших отношениях с мужчиной. «Потом вдруг все закончилось. Не понимаю, почему» - эта реплика позволила очень органично перейти к работе с ограничивающими убеждениями.

Эту работу в качестве разминки предваряло упражнение на рассмотрение информации с разных сторон. Оно проходило весело, атмосфера грусти и беспомощности, сохранявшаяся после шеринга, отступила. Участницы активно рассматривали утверждения с позиции «хорошо» и «плохо», это происходило легко.

*** Работа с ограничивающими убеждениями.

Из-за небольшого количества участников поменялся формат выполнения упражнения «Детская тюрьма». Вместо карусели работали индивидуально. Для участников оказалось трудным выделить иррациональные убеждения. Пришлось воспользоваться списком часто встречающихся ограничивающих убеждений. Основываясь на них, участницы выделили свои собственные.

Вывод: примерный перечень ограничивающих убеждений помогает участникам найти свои собственные, касающиеся только их, это очень облегчает работу. У меня сначала были опасения, что группа воспользуется подсказками, но итоговые установки были оригинальными и отражали действительные ограничения участников. Для меня это явилось уроком доверия группе.


В процессе работы у участников получилось следующее:

«Семья – это рутина» - «Семья – это интересный процесс открытий».

«Я должна быть сильной, должна быть лучше, чем другие» - «Я позволяю себе быть разной»

«Я должна сама решать свои проблемы» - «Я учусь быть в ситуации, позволять процессу быть».

«Я должна контролировать свою жизнь» - «Я учусь доверять миру и себе».

Участники были очень довольны своими позитивными убеждениями. Тем не менее, они жаловались на усталость и тяжесть в голове: «Опять что-то наливается».

^ Упражнение «Я выбираю…» оказалось трудным для участников. Когда выбор касался вещей, присутствующих сейчас в их жизни, им было не всегда легко осознать, что это их собственный выбор. Ощущалось некоторое сопротивление: часто переспрашивали, уточняли, пытались объяснить причины, по которым они выбрали нелюбимую работу или мужа-алкоголика… С бОльшей легкостью проговаривались приятные вещи. Затем наступила длинная пауза. На вопрос, что еще, был ответ «Трудно сказать, что еще. У меня нет выбора. Мне не из чего выбирать». Участница, произнесшая эту фразу, поставила целью тренинга обрести свободу выбора. Ярко проявилось чувство гнева. Была произведена индивидуальная работа с целью прояснения, что именно мешает ей делать выбор.

Именно на этом этапе стала ярко проступать ориентированность на группы на экстернальный локус контроля, хотя участницы неоднократно говорили о собственном влиянии на свою жизнь. Возможно, понимание того, что то, что есть в их жизни – в большой мере дело их рук, заставило включить механизмы психологической защиты.

*** Ответственность в моей жизни.

Составляя список вещей, за которые они несут ответственность, участники включили него самих себя, что для меня явилось показателем осознания ответственности за свою жизнь. Возможно, это могло быть результатом предыдущей работы.

Упражнение на определение границ ответственности вызвало интерес и оживление. Видно было, что группа устала, но активные манипуляции и движения позволили продолжить работу. Включение тела позволило участникам реально ощутить виртуальную тяжесть своей ответственности в разных областях жизни. Основная эмоция при выполнении упражнения – удивление.

Произошла переоценка приоритетов, и у всех возникло желание освободиться от лишней тяжести. Поскольку участники сами выбирали вес для обозначения областей своей ответственности, упражнение явилось для них моделированием подлинной жизненной ситуации.

В процессе обсуждения участники обозначили некоторые причины излишнего возложения на себя ответственности, например, пока я несу ответственность, я могу контролировать.

*** Заключительный процесс.

Я планировала провести процесс «сборки» с использованием технологии «Открытое пространство». Это мог быть интересный опыт. Однако количество участников тренинга не позволило использовать ТОП. Тогда я остановилась на другом упражнении: создании и презентации герба, девиза и штандарта «Ордена творцов».

Получился по-настоящему творческий процесс. К тому же это позволило сделать завершение тренинга более легким и снять излишнюю усталость перед финальным шерингом.

Придуманные девизы отражали потребность участников к единству с миром, с собой («С миром навстречу миру», «Мир – это я, я – это мир»).

Некоторую сложность вызвала работа со штандартом, возникло непонимание, многочисленные вопросы «А как должно быть?». Возможно, перед всей работой хорошо было бы произвести небольшую визуализацию, дополнительно активизировать правое полушарие, поскольку предыдущие упражнения в основном были связаны с работой левого.

Сочетание желаемого состояния и реальных шагов для его достижения были важной вехой для завершения процесса, переходом из тренингового игрового пространства в реальную жизнь.

*** Заключительный шеринг.

Упражнения\Участники

Ульяна, 54 года

^ Олеся, 34года

Нина, 27лет.

Завершающий шеринг по тренингу.

Посмотрите на ваши листочки за целями на тренинг. С чем уходите?

Бывает, ты прилагаешь усилия к тому, чего у тебя нет. Мне в детстве часто говорили: это не для тебя. Может быть поэтому я не развила в себе какие-то таланты. Я послушная девочка была.

Быть собой – вот для меня главное. Это кончик, за который надо потянуть. Тогда все остальное пойдет. Я не буду больше подстраиваться под других. Я такая, какая есть.

Есть в жизни определенные вещи, которые ты не изменишь. Но в целом, мы всегда творим, другое дело, осознанно или нет. У меня 2 высших образования, но ни то, ни другое мне не нравиться.

Я понимаю, что это все я сама выбрала. И сейчас я меняю свой выбор.

Теперь понимаю, что мне мешает творить свою жизнь. Очень яркое осознание про семью. Работа с женской гранью – это новый этап моей жизни. Сейчас даже голову отпустило.

Четко понимаю, что не бывает внешних обстоятельств. Все обстоятельства создаются самим собой. Ключевое, от чего себя удерживаю сейчас – это вопросы типа «Ну, почему это со мной?»

Я сама – результат того, что делаю в моей жизни. Иногда надо дать побыть себе в состоянии маленькой девочки, отплакаться, не гасить, как раньше. И пока не дашь маленькому обиженному существу проплакаться, легче не становится. Это ключевая вещь.

Меня очень поразил Кирин цветок, признание в любви к мужу после 10 лет брака. Мне казалось, что через 10 лет уже цветочки не лепят, ведь построение отношений – это взрослая, трудная работа. Оказалось, лепят. Развиваешься ты, отношения, чувства тоже могут развиваться. Для меня это большое открытие.

Еще сильное впечатление – опыт Ульяны. Для меня это про то, что даже после 50 лет люди хотят и могут меняться. Огонь не пропадает, жизнь всегда можно менять.


Интересно, что участники пытались примерить на себя осознания и решения друг друга. Получилась незапланированная дискуссия. Я сильно ею увлеклась и не ограничила разговоры группы. Это было связано, прежде всего, с тем, что из-за небольшого числа участников сложилась очень демократичная, даже домашняя атмосфера, где каждый имел право голоса, где мнение друг друга были ценны, даже если они не совпадали. Участники были бережны по отношению друг к другу, постоянно выражали поддержку, доверие и симпатию.


*** Обратная связь участников тренинга спустя 1 месяц.

Обр.связь\Участ-ники

Ульяна, 54 года

^ Олеся, 34года

Нина, 27лет.

Прошел месяц.

Где вы сейчас, как творец своей жизни?

Если пройтись по целям на тренинг:

Быть собой – поднялось с 40% до 90%: более свободная, более независимая. Немного цепляюсь за старое на работе – еще хочется нравиться.

Я повысила стоимость своих услуг в 2,5 раза!!

Свобода выбора: пришло осознание, в чью пользу я действую.

Быть уверенной в себе: много делать для себя, баловать. Повышается уверенность в себе. Я делаю правильно.

Быть независимой. Для меня это прежде всего, финансово независимой. Заработки действительно поднялись. Понимаю, что в какой-то мере мы все зависим друг от друга. Это напрягает. Но не всегда признаешься самой себе.

На тренинге тронуло, что так много отзывается.

Я вроде и не прилагала особых усилий, но результат получила. Взгляд поменяла – мир ответил. Муж не пьет уже 4-ю неделю. А я теперь не жду его запоев, ситуацию отпустила, перестала брать на себя его обязанности. Мое дело – выбрать кафель.

Отпустила ситуацию с родителями и младшим сыном.

Ощущаю, что не прилагаю особых усилий. Все как-то само происходит. Просто делаю это.


Было четкое осознание, что я хочу и готова к переменам, т.е. сделать другой выбор, Это касается и личной и профессиональной жизни, но перед этим мне нужно как следует
отдохнуть и расслабиться, слишком долго я себя заставляла делать то, что не нравится(бухгалтерия).
Вылезло, что семья - это однообразная рутина (бытовуха) и не свобода действий и желаний(зависимость), которую нужно откладывать, чем дальше, тем лучше и что слабая = больная, а сильная = успешная.
Боюсь зависимости от мужчины, может быть поэтому слишком к ним требовательна и придирчива.
Что произошло:
Я увольняюсь, осталось отработать 2 дня. 3 июля улетаю в Милан к друзьям на 3 недели. Август тоже буду отдыхать, ни о чём не думать, баловать себя и своё тело.
С сентября начну пробовать свои силы в другой сфере, пока ещё не знаю в какой.
Интуитивно чувствую, что поступаю правильно, и помощь придет в нужный момент. Стало больше доверия Жизни!

Если помнишь, на тренинге я говорила об одном мужчине, с которым мне было хорошо.
Все дни тренинга и ещё несколько дней я о нем думала и видела во сне, хотя два года о нем не вспоминала. Потом я его нашла в контакте, написала ему, и мы несколько дней переписывались, оказывается, он уже 2 года живет и работает в Калининграде.
У него любимая работа (лётчик) и любимая женщина.
Со мной стало твориться что-то невообразимое, началась ностальгия,
слезы, сопли и желание вернуть его(быть с ним). Потом я попросила у него прощение, за то что я его в своё время обидела и меня постепенно стало отпускать. Видимо в подсознании сидело чувство вины и этот блок вышел после тренинга. Это было неожиданно!
Да, я чётко осознаю, что все в жизни - это мой выбор.
И именно эта работа - это мой выбор, и сейчас
я делаю другой. Но для этого нужно созреть,
любое решение должно быть выдержано,
тогда оно принимается легко и без сожалений.
И всё в моих руках и в любой момент можно всё поменять,
если приложить желание и усилия.
А вот насчет личной жизни, я до сих пор не уверена, что это мой
выбор быть одной, по крайней мере, мне не хочется в это верить.
Я наивно продолжаю думать, что это судьба и обстоятельства,
видимо ещё большой пласт для работы.



К сожалению, я заболела после 1 дня. Я себя использую по максимуму, пока не наступает предел. И когда возникает ситуация, когда можно немного расслабиться (выходные, например) тело резко говорит, что я его переиспользовала. Это вопрос даже не о ресурсах. Тело меня наказывает. И ситуация повторяется. Есть о чем задуматься.

Внутри меня есть внутренний контролер. Хочется по-другому, а он тебе: а насколько ты достойна, чтобы было по-другому? Что ты для этого сделала? Иногда это может быть ресурсно. А иногда ограничивает. Ощущение, что все должно быть гипер и супер.

Очень понравилось пространство, что тема такая очень женская, ведь в женщине сильно творческое начало, желание красоты. И потому сам процесс сотворения облечен в женские формы, чего-то красивого, эмоционального, насыщенного любовью. Это женское пространство, для меня это очень важно. Атмосфера очень демократичная.

Сотвори, так сотвори. Люди открыто рассказывают о своих страхах, убеждениях. Состояние глубины. По факту пока ничего, все на уровне внутренних осознаний.


0225833970517353.html
0225888154395959.html
0226002089747110.html
0226128702892834.html
0226226410774021.html