Рис. 8. Структура мониторинга развития ИП ТБ - Теория и методлогия развития потенциала туристских предпринимательских...


^ Рис. 8. Структура мониторинга развития ИП ТБ

крупного города


  1. Оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих соответствующий характер протекающих процессов в сфере туризма города (региона, страны и т.д.), а также оценка возможных последствий выявленных тенденций для дальнейшего развития туризма в городе.

  2. Обеспечение в установленном порядке органов государственного управления и иных заинтересованных лиц (предпринимательских структур), граждан информацией, полученной в ходе проведения мониторинга.

  3. Разработка научно обоснованных прогнозов развития ТПС как многоотраслевого комплекса в городе.

  4. Подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и развитие позитивных тенденций в сфере туризма города, и доведение их до соответствующих органов управления и государственной власти.

Алгоритм мониторинга развития ИП ТБ КГ и оценочные показатели, соответственно, должен включать последовательную реализацию пяти взаимосвязанных этапов (рис. 9) и осуществляться по четырём группам показателям (рис. 10).

В настоящее время можно выделить следующие методы расчёта экономической роли туризма, наиболее часто используемые в российской практике:


Разработка программы проведения мониторинга


Цель и задачи мониторинга





Объект мониторинга

Предмет мониторинга

Выбор методов проведения мониторинга



Проведение исследований, сбор статистических данных








Обработка полученных данных

Создание компьютерной базы данных



Аналитический





Интерпретация (оценка) результатов анализа

Анализ полученной информации и данных (статистической, опросов и т.д.)





Прогноз тенденций развития





Представление итоговой информации всем заинтересованным субъектам



Рис. 9. Этапы процесса мониторинга развития

ИП ТБ крупного города




^ Показатели для характеристики туристского спроса

- Общие индикаторы тур. спроса

- Показатели, характеризующие посетителей КГ как туристской дестинации

- Показатели, характеризующие потребность в путешествиях местного населения


^ Показатели для характеристики

туристского предложения

- Показатели, характеризующие ТБ КГ как многоотраслевой комплекс

- Показатели, характеризующие деятельность ТПС

- Показатели, характеризующие комфортность городской среды обитания












Система мониторинга

ИП ТБ крупного города








^ Показатели, характеризующие вклад туристского бизнеса в экономику крупного города

- Показатели туристских расходов

- Показатели, характеризующие расходы на развитие туристского бизнеса

- Показатели, характеризующие мультипликативный эффект от туризма в экономике крупного города


^ Показатели, характеризующие уровень развития национального

туризма

- Показатели развития туризма в стране

- Показатели, характеризующие тенденции развития международ-ного туризма и их влияние на развитие туризма в стране




^ Рис. 10. Группы показателей системы мониторинга ИП ТБ


Именно первый подход используется при разработке программ развития туризма на различных уровнях территориального управления. В качестве примера в табл. 4 приведён порядок расчета вклада туризма в экономику для Санкт-Петербурга на основе использования данного подхода, выполненную автором.

Как показали исследования, в существующих научных и нормативных документах практически совсем не учитывается значение туризма в социальном аспекте развития крупного города и других административно-территориальных образований.

Поэтому мы считаем, что мониторинг оценки вклада туризма в социально-экономическое развитие крупного города должен включать в себя такие социальные показатели, как, например, сокращение временной нетрудоспособности жителей крупного города.


Таблица 4

Порядок расчета вклада туризма в экономику крупного города

(на примере Санкт-Петербурга)

Основные показатели

2008 г.

Количество гостей (тыс. чел), всего

4 430 518

в т.ч. иностранных (тыс. чел)

2 109 868

российских (тыс. чел)

2 320 650

Средняя продолжительность пребывания (суток)




-    иностранцев

7,6

-    россиян

6,7

Совокупное суточное пребывание гостей города в течение года (человеко/дни) (тыс./год), всего:




в т.ч. иностранцев

16 034 996,8

россиян

15 548 355

Ежедневные расходы одного посетителя города (в среднем) (руб.*/день)




-    иностранца

5 277

-    россиянина

3 338

Совокупные ежегодные расходы посетителей города (городской доход от гостей города) (руб.), всего

136 517 087 104

в т.ч. иностранцев

84 616 678 114

россиян

51 900 408 990

136 млрд. руб.

Доходы городского бюджета (10 % от совокупных расходов), всего

13,6 млрд. рублей

в т.ч. за счет иностранцев

8,4 млрд. рублей

за счет россиян

5,2 млрд. рублей


^ III. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ


  1. Предпринимательская деятельность в туристской индустрии крупного города носит противоречивый характер: с одной стороны, она направлена на получение предпринимательского дохода, а с другой – непосредственно связана с предоставлением услуг, связанных с обеспечением отдыха и восстановлением физических, моральных и эмоциональных сил человека.

  2. В условиях перехода общества к постиндустриальному этапу развития концептуальный подход к классификации туристских предпринимательских структур должен исходить из спроса туристских услуг (работ, продукции) со стороны потребителей – туристов и однодневных посетителей, а не их предложения со стороны предприятий и организаций, участвующих в процессе их предоставления.

  3. Применительно к ТПС в основе определения сущности и содержания понятия «экономический потенциал» находится ресурсный подход, так как туризм в крупном городе может развиваться только при наличии природных, природно-антропогенных или антропогенных ресурсов. Однако необходимо учитывать также и субъективную составляющую ЭП ТПС, представляющую собой «потенциальную энергию», способность у сотрудников, предпринимателей, управленческого персонала и т.д. к вовлечению этих ресурсов в процесс производства и обслуживания потребителей.

  4. Формирование научно-обоснованной стратегии развития туристского бизнеса в крупном городе требует разработки методологического подхода по определению величины фактического ЭП ТПС и интегрального потенциала туристского бизнеса как многоотраслевого комплекса, уровня эффективности их использования, а также выявлению тех резервов и возможностей, которые необходимо учитывать в процессе принятия соответствующих управленческих решений.

  5. Процесс развития ЭП ТПС и ИП ТБ как многоотраслевого комплекса должен осуществляться с учётом жизненного цикла крупного города, в том числе при развитии въездного туризма с учётом жизненного цикла крупного города как туристской дестинации.

  6. Важнейшим условием эффективной реализации предложенного методологического подхода оценки ЭП ТПС и ИП ТБ крупного города является формирование целостной системы мониторинга, как инструмента получения достоверной и своевременной информации для принятия соответствующих управленческих решений.


^ IV. СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Монографии:

  1. Попков В.П., Коль О.Д., Анохина А.М. Мониторинг туристского бизнеса в крупном городе: теория и практика / Коль О.Д., Попков В.П., Анохина Е.М. – СПб.: Астерион, 2009. - 12,5/5 п.л.

  2. Коль О.Д. Организационные нововведения как факторы устойчивого развития туристских предпринимательских структур крупного города в условиях конкуренции. // Экономические и экологические проблемы в меняющимся мире: Коллективная монография / Отв. ред. С.Е. Метелев. – СПб.: НПК «РОСТ», 2010. - 40,75/ 1,0 п.л.

  3. Ляпунова Г.П., Коль О.Д., Садикова М.О. Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур гостиничного бизнеса на основе бенчмаркинга. Монография / Коль О.Д., Ляпунова Г.П., Садикова М.О. – СПб.:, 2010. - 10,8 /3 п.л.

  4. Коль О.Д. Глава 1. п. 1.3. Характерные особенности и преимущества кластерной формы организации предпринимательских структур. Глава 3. Инфраструктура поддержки и обслуживания субъектов коммерческой деятельности и предпринимательства. Глава 8. п. 8.2. Принципы и методы информационного обеспечения анализа коммерческой деятельности и предпринимательства // Коммерческая деятельность и предпринимательство: коллективная монография / Отв. ред. В.П. Попков и др. – СПб.: СПбГИЭУ, 2009. – 20,5/ 1,5 п.л.

  5. Коль О.Д. Экономический потенциал туристских предпринимательских структур крупного города: теория и методология. Монография. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – 7,0 п.л.

Статьи в научных журналах, аннотированных ВАК:

  1. Коль О.Д. Экономико-организационная сущность и виды инфраструктуры // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер.: Экономика. 2008. Вып. 6 (25). – С. 133-139 - 1,0 п. л.

  2. Коль О.Д. Место и роль туристского бизнеса в российской экономике // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер.: Экономика 2009. Вып. 3 (30). – С. 88-95 - 1,2 п.л.

  3. Коль О.Д. Формирование системы мониторинга туристского бизнеса и его инфраструктуры в крупном городе // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2009. Вып. 5 (32). – С 282-286 - 0,6 п.л.

  4. Коль О.Д. Туристские кластеры в крупном городе: сущность и особенности формирования // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер.: Экономика. 2009. Вып. 6 (33). – С. 297-299 – 0,4 п.л.

  5. Коль О.Д. Концептуальные основы формирования кластера туристских предпринимательских структур по въездному туризму в крупном городе // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. № 1, 2010. – С. 379-383 - 1,1 п.л.

  6. Коль О.Д. Организационные нововведения туристских предпринимательских структур как фактор повышения их конкурентоспособности // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 1(92). 2010. – С. 240-246 - 0,8 п.л.

  7. Коль О.Д. Формирование интегрального потенциала туристских предпринимательских структур мегаполиса // Научно-технические ведомости СПбГПУ 3’2010. Экономические науки. – С. 160-165 - 1,1 п.л.

  8. Коль О.Д. Концептуальная модель крупного города как туристской системы и её сущность. // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер.: Экономика. 2010. Вып. 3 (38). – С. 126-132 - 1,1 п.л.



Статьи в научных журналах, доклады и тезисы докладов:

  1. Коль О.Д., Сутырин Н.М., Знаменская К.Н. Регулирование предпринимательской деятельности на уровне административного района // Экономические методы управления городским хозяйством: Сб.научн.тр. – Л.: ЛИЭИ, 1992. – 0,35 п.л./ 0,1 п.л.

  2. Коль О.Д., Морозов М.А. Дестинация – важнейший элемент туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 1998. - № 1. – 0,8/ 0,4 п.л.

  3. Коль О.Д. Уровень развития транспорта как фактор привлекательности туристской дестинации // Экономика и менеджмент на транспорте: Сб.научн.тр. – СПб.: CПбГИЭА, 1998. – 0,4 п.л.

  4. Коль О.Д. Городской туристско-информационный центр как основа формирования информационного пространства в сфере туризма Санкт-Петербурга // VI Санкт-Петербургская Международная конференция «Региональная информатика-98».СПб, 2-4 июня 1998 г.: Тезисы докладов. Часть II. – СПб.: Изд-во СПОИСУ, 1998. – 0,1 п.л.

  5. Коль О.Д., Аугустманис А.В. Особенности представления туристской дестинации в глобальной компьютерной сети Интернет (на примере Санкт-Петербурга) // СПб.: Труды Академии туризма, 2001. – 0,8/ 0,6 п.л.

  6. Коль О.Д., Владимирова Е.В. Проблемы определения доходности туризма в регионе // Современные проблемы экономики и управления народным хозяйством. Сб. научн. ст. асп. СПбГИЭУ. – СПб.: СПбГИЭУ, 2005. – 0,2 / 0,1 п.л.

  7. Коль О.Д., Владимирова Е.В. Основные направления государственного регулирования деятельности мини-отелей в крупном городе. // Общество. Личность. Культура. Сб. научн. труд. / Белгород – СПб, 2006. – 0,3/ 0,15 п.л.

  8. Коль О.Д. Проблема выбора экономического местоположения предпринимательской структуры индустрии туризма в крупном городе. // Проблемы и пути развития предпринимательской деятельности в современных условиях: Материалы межвуз. науч-прак. конф. студ. и асп. 28-29 марта 2008 г. / Отв. ред. В.П. Попков и др. – СПб.: Астерион, 2008. – 0,4 п.л.

  9. Коль О.Д. Некоторые аспекты определения приоритетности развития туризма в крупном городе // Актуальные проблемы управления экономикой региона: материалы V Всероссийской науч.-прак. конф. 17-18 апр. 2008 г. / редкол.: Е.Б.Смирнов (отв. ред.) [и др.]. – СПб.: СПбГИЭУ, 2008. – 0,4 п.л.

  10. ^ Коль О.Д., Анохина Е.М. Проблемы определения потоков въездного туризма в Санкт-Петербурге // Тезисы докладов международной научно-практической конференции «Туризм – ответы на вызовы современности». Часть II. 18-19 сентября 2008 г. Санкт-Петербург. – СПб.: Невский Фонд, 2008. - 0,2/ 0,1 п.л.

  11. Коль О.Д. Развитие сетевых форм предпринимательских структур в туризме // Социальная ответственность бизнеса: проблемы и практика. Под ред. К.П. Стожко, Н.Н. Целищева. Материалы XIII Межрегиональной научно-практической конференции, 7-8 октября 2008 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. – 0,3 п.л.

  12. ^ Коль О.Д., Попков В.П. Мониторинг развития туристского бизнеса в крупном городе // Малый бизнес как инновационная составляющая устойчивого социально-экономического развития территории: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 26-27 ноября 2008 г. / [редкол.: Ревяйкин А.С. и др.] - Петрозаводск: Verso, 2008. – 0,4/ 0,2 п.л.

  13. Коль О.Д. Основные направления развития инфраструктуры бизнес-туризма в Санкт-Петербурге в условиях кризиса // Состояние и перспективы развития туризма в РФ: Материалы XII ежегодной научно-практической конференции 28 мая 2009 г./ Под ред. Н.Ф. Ивановой. – СПб.: Издательство СПбАУЭ, 2009. – 0,4 п.л.

  14. ^ Коль О.Д., Владимирова Е.В. Оценка эффективности веб-сайтов крупных городов России // Пути улучшения качества подготовки кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса. Материалы V научно-практической конференции. СПб: СПбГИЭУ, 2009. – 0,4 п.л./ 0,2 п.л.

  15. ^ Коль О.Д., Попков В.П. Финансово-экономические индикаторы развития туристского бизнеса в крупном городе // Актуальные проблемы финансов и банковского дела: сб. науч. Тр. Вып. 12 / под ред. д-ра экон. наук, проф. О.В. Гончарук, д-ра экон. наук, проф. Н.А. Савинской. - СПбГИЭУ, 2009. – 0,6/ 0,3 п.л.

  16. Коль О.Д. Проблемы подготовки кадров для туристского бизнеса в Санкт-Петербурге и пути их решения в условиях экономического кризиса // Материалы XI  международной научно-практической конференции «Туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития». Москва, 2009. – 0,3 п.л.

  17. Коль О.Д. Особенности инновационной деятельности в туристском бизнесе // Сервису и туризму – инновационное развитие: материалы междунар. науч.-прак. конф. Санкт-Петербург, 22 апреля 2009 г. / под ред. А.А. Клеймана. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. – 0,3 п.л.

  18. Коль О.Д. Особенности и принципы формирования туристского бизнеса в крупном городе // IV Международная научно-практическая конференция МГУ имени М.В. Ломоносова «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования»: сб. научных трудов / МГУ. – М.: Диалог культур, 2009. – 0,6 п.л.

  19. Коль О.Д. Туристский бизнес в крупном городе: сущность и особенности // Актуальные проблемы развития сферы услуг: Сборник научных трудов. Выпуск VII / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Б. Титова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 0,5 п.л.

  20. Коль О.Д. Пути повышения конкурентоспособности туристских предпринимательских структур в условиях экономического кризиса // Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления. Сб. научн. статей, Вып. 7 / Под общ. Ред. проф. В.В. Тумалева. – СПб.: НОУ ВПО Институт бизнеса и права, 2009. – 0,4 п.л.

  21. Коль О.Д. Имиджевая реклама крупного города как важнейший фактор повышения его конкурентоспособности на мировом туристском рынке // PR, бизнес, СМИ – партнерство и конкуренция: тез. Докл. VI Междунар. Науч.-прак. Конф. 12-13 ноября 2009 г. / Редкол. А.А. Марков (отв. ред.) [и др.] – СПб, СПбГИЭУ, 2009. – 0,2 п.л.

  22. Коль О.Д. Оценка конкурентного потенциала предпринимательской структуры туристского бизнеса на основе бенчмаркинга // Предпринимательство в современной экономике и духовно-нравственные проблемы его функционирования. Под ред. Н.Ю. Никитиной // Материалы I Межрегиональной научно-практической конференции (5 декабря 2009 г.). – Екатеринбург: Изд-во УрИБ, 2009. – 0,5 п.л.

  23. Коль О.Д. Туристские ресурсы крупного города: сущность и классификация // Духовно-нравственные аспекты развития предпринимательской деятельности и организации учета и анализа на современном этапе. Под ред. Н.Ю. Никитиной // Материалы I Межвузовской научно-практической конференции (12 декабря 2009 г.). - Екатеринбург: Изд-во УрИБ, 2009. – 0,5 п.л.

  24. Коль О.Д. Туристская индустрия крупного города: сущность и классификация // Дискуссия теоретиков и практиков: сборник научных трудов / Под ред. В.В. Колмакова. – Тюмень: Ист Консалтинг, 2010. – 1,2 п.л.

  25. Коль О.Д. Оценка креативного потенциала гостиницы // Инновационные процессы и корпоративное управление: материалы II Международной заочной научно-практической конференции, 15-30 марта 2010 г., Минск / Белорусский государственный университет, Институт бизнеса и менеджмента технологий / редколл.: В.В. Апанасович (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Национальная библиотека Беларуси, 2010. – 0,7 п.л.

  26. ^ Коль О.Д., Григорьев М.Н. Развитие инновационно-инвестиционной инфраструктуры как фактор повышения конкурентоспособности страны. / Проблемы и пути развития предпринимательской деятельности в современных условиях: Материалы межвуз. науч-прак. конф. студ. и асп. 10-11 апреля 2009 г. / Отв. ред. В.П. Попков и др. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 0,5 п.л./ 0,3 п.л.

  27. ^ Коль О.Д., Давыдова М. Инвестиционный проект «City CONCIERGE» как пример государственно-частного партнёрства в сфере туризма. / Проблемы и пути развития предпринимательской деятельности в современных условиях: Материалы межвуз. науч-прак. конф. студ. и асп. 10-11 апреля 2009 г. / Отв. ред. В.П. Попков и др. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 0,4 п.л./ 0,2 п.л.

  28. Коль О.Д. Инновационный потенциал крупных городов России: особенности формирования и развития // Проблемы и пути развития предпринимательской деятельности в современных условиях: Материалы XIII межвуз. науч-прак. конф. студ., асп. и докторантов 9-10 апреля 2010 г. / Отв. ред. В.П. Попков и др. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 0,4 п.л.

  29. Коль О.Д. Формирование системы регулирования развитием туризма на муниципальном уровне (на примере крупных городов)// Проблемы гуманитарного знания: сб. науч. тр. Вып. 2. СПб.: Филиал РГГУ в г. Всеволожске, 2010. - 0,8 п.л.

  30. Коль О.Д., Попков В.П. Потенциал туристских предпринимательских структур: сущность и оценка эффективности использования // Сервису и туризму – инновационное развитие: Материалы междунар. науч.-прак. конф. Санкт-Петербург, 22 апреля 2009 г. / под ред. Н.П. Казакова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – 0,4 п.л. / 0,2 п.л.

  31. Коль О.Д. Инфраструктура продвижения как важнейший фактор повышения эффективности использования туристского потенциала крупного города // IV Международная научно-практическая конференция МГУ имени М.В. Ломоносова «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования»: сб. научных трудов / МГУ. – М.: Диалог культур, 2010. – 0,7 п.л.

1 Составлена автором по данным Росстата

2 Российский рынок туристских услуг: розничные продажи. Аналитический обзор. М.: РосбизнесКонсалтинг, 2008.


0340908968208980.html
0340981755623212.html
0341124923421880.html
0341162985274898.html
0341251661671556.html